Он защищал Япончика

Имя заведующего московской юридической консультацией N 153 Марка Крутера широкой иркутской публике стало известно в связи с его защитой вора в законе Вячеслава Иванькова (Япончика). Он родился в Иркутске в 1945 году, а спустя 22 года окончил юрфак Иркутского госуниверситета. С 1969 года Крутер прочно связал свою судьбу с адвокатурой. Сегодня Марку Соломоновичу исполняется 60 лет. Корреспондент "СМ Номер один" связался с юбиляром по телефону.

Адвокаты, как солдаты, всегда в бою — за истину, за справедливость, за репутацию свою

Как известно, отношения Марка Крутера с вором в законе Вячеславом Иваньковым не ограничиваются схемой "адвокат — подзащитный", они давно стали приятельскими.

— В 1986 году у меня были сложные отношения с тогдашними властями, — рассказывает Марк Соломонович. — В это время Япончик отбывал наказание в Тулуне. Там он вновь попал под суд. Тюремный контролер при обыске отобрал у него и порвал самые дорогие реликвии — фотографию сыновей и единственное письмо матери. Япончик ударил своего обидчика табуреткой по голове. Мои московские друзья-адвокаты предложили вести дело мне, чтобы поддержать в трудную минуту. Я, конечно, согласился. Обвинение просило добавить к сроку Иванькова до трех лет, нам удалось добиться, чтобы суд ограничился шестью месяцами, которые были поглощены прежним сроком. Было и второе дело Япончика, в котором я участвовал совместно с адвокатом Ольгой Макаровой. Тогда по негласному приказу администрации колонии два здоровых амбала должны были опустить Иванькова, что для вора в законе равносильно смерти. Они издевались над ним, избивали. Япончик ударил одного из них заточенной ложкой в спину — нанес тяжкие телесные повреждения.

...Конечно, Япончик преступник, но я его уважаю. Он интересный, начитанный человек. В прошлом прекрасный спортсмен, чемпион России по вольной борьбе. Позже ушел в цирк. Дружил с Леонидом Енгибаровым, Владимиром Высоцким, Святославом Федоровым, Иосифом Кобзоном. По-своему он очень порядочный человек. Был эпизод, когда за помощь в раскрытии кражи картин у певицы Тамары Миансаровой Япончику предлагали свободу, и не кто-нибудь, а генерал КГБ. Но Япончик сказал: "Как же я могу выдать людей, которые только и умеют в жизни, что воровать?" И не пошел на сделку, не стал покупать свободу ценой предательства. Да, он преступный авторитет, но таким его сделало наше государство, ушедшая система. И все же, признавая, что он преступник, я все равно его уважаю. Сложись его жизнь по-другому, его уважал бы не только я.

Недавно суд присяжных оправдал Япончика по делу об убийстве трех граждан Турции в московском ресторане 29 января 1992 года (согласно версии следствия, повздорив с тремя посетителями ресторана из-за очереди в гардероб, Иваньков расстрелял их из пистолета). Марк Крутер принял участие в этом деле на стадии подготовки:

— Присяжным было нетрудно отделить зерна от плевел, и они разобрались в необоснованности предъявления Иванькову обвинения в убийствах. Было настолько очевидно, что обвинение сфабриковано, что нам даже не пришлось выставлять своих свидетелей. Сейчас прокуратура ищет формальные поводы, чтобы оспорить это решение в кассационном порядке, но я думаю, что Верховный суд разберется и примет правосудное решение.

Сейчас у Марка Соломоновича дел невпроворот — как по линии адвокатской работы, так и в плане передачи своих знаний начинающим юристам:

— Работаю профессором кафедры в Академии адвокатуры и Мосгосуниверситете путей сообщения. Недавно избран академиком. Неделю назад вышел в печать мой роман "Губернаторский турнир".