Единая моя

Партия власти раздает кому бесславие, а кому — бессмертие

И бесславие, и бессмертие, естественно, политические. В понедельник в Иркутске состоялась областная конференция "Единой России", на которой "медведи" определились, кого они будут выдвигать как кандидатов от партии на предстоящих 9 октября муниципальных выборах.

Полное дежавю

Вообще конференции единороссов — просто бальзам на душу ностальгирующим по советским временам. Перешагиваешь порог — и двух десятков лет истории как не бывало. Стопка партийной прессы у входа в зал. Большое скопление руководителей разных уровней. Конечно, не все делегаты являются какими-либо начальниками, дань рабочему и колхознице, как и положено, отдается, но тем не менее. Среди представителей верхнего этажа общества беспартийных практически не осталось.

Как и во времена КПСС, большинство присутствующих не питают иллюзий по поводу происходящего, прекрасно зная, что по-настоящему решения принимаются не на конференции, а совсем в других местах. В кабинетах, куда рядовые члены партии, мягко говоря, не очень вхожи. Но все довольно сносно делают вид, что верят в то, что партией руководит ее коллективный разум. В кулуарах, как и во времена КПСС, вид уже никто не делает, и вещи называются своими именами. Разница в том, что нам пока еще можно об этом открыто написать.

Но вернемся в зал. Кстати, тут есть еще одно отличие. Нынешняя партия власти еще не обзавелась недвижимостью, и свои многолюдные мероприятия проводит в арендуемых помещениях. То там арендует, то сям. Когда главой регионального отделения ЕР был глава НПО "Иркут" Алексей Федоров, конференции в основном проходили в заводоуправлении. С момента избрания на этот пост мэра Иркутска Владимира Якубовского это первая конференция, и состоялась она в здании управления ВСЖД. Несчастные организаторы уверяли, что это — абсолютно случайно, что тогда, когда договаривались о помещении, никто и знать не знал про то, что Путин выдвинет начальника ВСЖД Александра Тишанина на должность губернатора области. Поэтому можно сказать, что выбор партии оказался пророческим.

Так вот о зале. Там собирались делегаты и пытались общаться, перекрикивая Олега Газманова. Его песню "Единая Россия", видимо, считают партийным гимном. Когда первые аккорды этого гимна зазвучали из динамиков пятый раз подряд, сидевший рядом со мной представитель виртуального издания, который только что перестал разговаривать по мобильнику, задумчиво произнес: "Надо же, какая длинная песня".

Запомним эти имена

Сама конференция шла как по маслу, все было уже отработано, списки претендентов на особое доверие партии составлены. Особое доверие — это когда партия выдвигает своих кандидатов, им не надо для регистрации собирать подписи и вносить денежный залог. Есть еще просто доверие — когда партия поддерживает на выборах кого-то выдвинувшегося другим путем.

Конечно, всем было интересно, кого политсовет рекомендует по крупным и проблемным городам. Конференция обычно полностью доверяет политсовету, и голосует за его предложения. Многие позиции оказались вполне предсказуемы. В Зиме партия выдвинула на пост мэра Николая Пенюшкина, в Саянске — Анатолия Трухина, в Нижнеилимском районе — Бориса Алексеева, в Нижнеудинском — Сергея Худоногова. Нынешний мэр Ангарска Евгений Канухин будет кандидатом от ЕР на пост мэра Ангарского района, а вице-мэр Андрей Козлов поборется за должность главы Ангарского городского поселения. В Иркутске партия сделала ставку на действующего мэра и главу регионального политсовета Владимира Якубовского.

Партия никого не выдвинула в Братске, где уже идет настоящая информационная война, и в Братском районе. Как признал Алексей Федоров, есть и еще "дыры" — то же Черемхово, например. Это значит, что там просто не смогли подобрать людей, не нашли достойных.

Голосование было тайное. Все списочные предложения были приняты абсолютным большинством голосов. Как и на апрельской конференции по избранию политсовета, голосование выявило наличие оппортунистов в вопросе, касающемся Владимира Якубовского — за него было самое большое число голосов против: 11, при 188 за. Как и в апреле, в день проведения конференции, в городе разбрасывали бесплатно большой тираж газеты с антимэрским содержанием. Работает кто-то, однако.

Джинсовый демарш

На отсутствие полного единства в партии прозрачно намекал и еще один факт — появление в зале депутата Госдумы от Иркутска Сергея Дубровина. Тут надо коротко рассказать предысторию. Дело в том, что в политтусовке давно идут споры, пойдет Дубровин в мэры или не пойдет. Но так как его считают другом и соратником Бориса Говорина, то все прогнозы сводились к тому, что если Говорин останется губернатором, Дубровин пойдет, в противном случае идти против воли партии (он же тоже единоросс) ему вроде как не с руки. Потому что в последнее время не вписывающихся в генеральную линию автоматически зачисляют в политические камикадзе. Ну и вроде все уже стало ясно — Говорин не остается, "ядро" выдвигает Якубовского, Дубровин отдыхает.

Так вот, само по себе появление депутата Госдумы на большом партийном собрании, конечно, никакая не сенсация. Весь цимис заключается в том, КАК Дубровин пришел на конференцию. Он явился в джинсах и футболке. Это было похоже на вызов. Поэтому было никак нельзя не задать Сергею Иннокентьевичу вопрос "в лоб" — не собирается ли он баллотироваться в мэры Иркутска.

— У многих иркутян есть желание, чтобы я баллотировался, — спокойно изрек Дубровин. Вспомнилось сакраментальное "по многочисленным просьбам трудящихся..."

— И что Вы с этими желаниями будет делать?

— Я их обдумываю. Вообще я сейчас нахожусь в отпуске, но приехал в Иркутск по просьбам людей. На встречах, которые у меня уже состоялись, очень многие высказывают недовольство экономической и социальной политикой городских властей и желание, чтобы в городе многое изменилось.

— А как же партия-то? — прямо похолодела я. — Вы не боитесь испортить с ней отношения, ведь она выдвинула другого кандидата.

— Думаю, что с партией я отношения не испорчу. Потому что партия, это не только те, кто принимал это решение, но и множество других, рядовых членов. Считаю, что меня поймут.

На мой взгляд, после этого даже далеким от политкухни ясно, что Дубровин скорее всего примет решение идти на выборы. Так что соображения о том, что ни с того ни с сего на партийные конференции в джинсах не ходят, оказались не беспочвенны.

Гладкое течение конференции нарушил только мэр Усть-Кута Владимир Сенин. Когда огласили весь список, он осознал, что туда не попал, несмотря на рекомендацию местного отделения партии. Владимир Петрович не хотел смиряться с этим поражением в правах даже после того как Алексей Федоров открытым текстом сказал, что главная причина — ситуация в вечно замерзающем Усть-Куте: "Да, мы понимаем, что не все в руках мэрии, но тем не менее вина городской власти там существует". Сенин все-таки взывал к конференции, но большинство делегатов его не поддержали.