Жена Федора Васильева как пример для современного общества

Политическая заряженность общества достигла апогея: тут тебе и грядущие выборы в органы местного самоуправления, и внезапные телодвижения оппозиции (Платон Лебедев — в карцере; Михаил Ходорковский голодает; у Гарри Каспарова "глючит" на границе паспорт, и шахматист заявляет, что попал в секретную базу данных; Михаил Касьянов выступает с манифестом против Путина). В Иркутской области ко всей этой политической какофонии добавилось назначение губернатора — хотя, судя по всему, утверждение Александра Тишанина на главное кресло области пройдет без эксцессов.

Впрочем, тот черный PR, который был заготовлен на губернаторские выборы, теперь, судя по всему, проявится на выборах мэрских. Закон физики: если где-то скопилась некая энергия, она обязательно должна выйти наружу. Воткнул президент пробку в губернаторское, простите за выражение, отверстие — энергия найдет себе дорогу через отверстие мэрское. Первые проявления черного PR, кстати, мы уже наблюдали на этой неделе. Было шумно, броско и навязчиво.

В общем, политика изрядно утомила. Сидит Лебедев в карцере — ну и шут с ним. Идет в Братске настоящая бойня вокруг мэрского кресла — и пускай идет. Есть дела поважнее. Например, ровно через неделю наши дети пойдут в школу. Событие, в принципе, неплохое, положительное. Только вот есть одна вещь, которая меня, например, очень беспокоит: на этот раз школьников будет заметно меньше, чем в прошлом году. В прошлом году было, соответственно, меньше, чем в позапрошлом. А судя по количеству девятиклассников, через два года нас ждет просто катастрофа: число выпускников в регионе уменьшится на 10 тысяч!

Эта тенденция сохранится и далее. Буквально на днях главный акушер-гинеколог России Владимир Кулаков дал очень неутешительный прогноз развития демографической ситуации в стране. Численность населения будет падать и дальше. При этом Кулаков назвал столько причин, этому способствующих, что у особо впечатлительных натур при ознакомлении с этой информацией может случиться нервное потрясение и желание уехать из страны куда глаза глядят.

Во-первых, говорит гинеколог, число абортов в России за последний год превышает число родов в пропорции 1,6 млн на 1,5 млн. Причем к этим самым 1,6 млн можно добавить еще 1—2 млн, которые проведены в частных структурах или вообще на дому. От 10% до 15% абортов дают различные осложнения, и 7—8% женщин после них становятся бесплодными.

Во-вторых, увеличилось число рожениц, у которых первенец появляется на свет после 35 лет. Ежу понятно, что это отрицательно сказывается на здоровье новорожденного и его дальнейшей способности к репродукции. Раньше рожать женщины не рискуют — нет стабильности, уверенности в завтрашнем дне, квартиры и так далее.

В-третьих, в России каждый год рождается почти 50 тысяч детей с врожденными пороками. Они пополняют армию инвалидов, и сейчас в России их число приближается к миллиону.

В-четвертых, в России бесплодны шесть миллионов женщин репродуктивного возраста и четыре миллиона мужчин. 15% семей страдают бесплодием.

К чему все это ведет? А к тому, что подтверждаются самых худшие прогнозы, озвученные еще в конце минувшего века, о резком сокращении численности населения в России — на 20—25 миллионов человек в 2020 году. И было бы ошибкой считать, что Иркутская область с ее чудесной природой и чистейшей водой Байкала — исключение. Согласно итогам последней переписи, за последние десять лет население Иркутской области сократилось на 200 тысяч человек. При этом в регион существенно увеличился приток мигрантов (в основном из стран ближнего зарубежья), но и они не смогли спасти ситуацию и хотя бы заморозить численность населения на прежней отметке в 2 миллиона 700 тысяч.

События развиваются таким образом, что подобная демографическая тенденция будет сохраняться. Трудно найти аргументы, которые заставили бы женщин рожать больше, а мужчин находить какие-то немыслимые заработки, чтобы этих детей содержать. А раз так, то в силу вступают удивительно логичные законы математики о регрессии — геометрической или арифметической, это уж как масть пойдет. При наиболее оптимистичном арифметическом раскладе нетрудно подсчитать, что при нынешнем числе выпускников в 25 тысяч и при шаге регрессии в 10 тысяч уже через три поколения молодежи у нас вообще не останется!

Вы скажете: это невозможно! А почему, скажите на милость, невозможно? Мы уже неоднократно наблюдали такой ход событий в миниатюре, когда в некогда больших и перспективных школах на периферии осталось по одному-два ученика, а многие школы вообще пришлось закрыть. Предполагал ли кто-то нечто подобное хотя бы четверть века назад?

Впору вспомнить, что в Книге рекордов Гиннесса самая многодетная мать — русская крестьянка. Жена крестьянина Федора Васильева родила 69 детей. Было это, правда, в XVIII веке, при Екатерине Великой. Видимо, тогда русский народ чувствовал уверенность в завтрашнем дне...