Ксеноновые лампы: за и против

Все чаще автомобилисты стали предпочитать ксеноновые лампы галогеновым

Многие зарубежные автомобили в последнее время стали комплектоваться ксеноновыми фарами. Владельцы автомобилей практически всех марок и моделей получили возможность облагородить своего железного друга. Однако по этому поводу возникает несколько вопросов: Чем отличаются ксеноновые лампы от привычных галогеновых? Чем же они лучше? С этими и другими вопросами нам помог разобраться сотрудник СТО "Алмаз" Дмитрий Путинцев.

Первые автомобили были оснащены газовыми лампами на основе пропана. Конструкция их была очень проста — пропан сгорал в специальной стеклянной колбе, излучая при этом свет. В целом это был обычный факел. Но прогресс не стоял на месте, и на смену пришли электрические вакуумные лампы накаливания. Однако век таких ламп был недолог. Требования к приборам освещения росли, и тогда появились галогеновые и газонаполненные лампы. Они потребляли меньше энергии, а свет, испускаемый ими, был ярче. Теперь появились газоразрядные ксеноновые лампы, которые получают все большее распространение.

Такие лампы питаются специальными балластными блоками управления. Ксеноновая газоразрядная лампа специально разработана как источник света повышенной яркости применительно к автомобильным фарам. В ней световой поток высокой интенсивности получается за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды лампы находятся в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением. Спектр свечения ксеноновых ламп ближе к спектру свечения солнца, то есть дневному свету. Поэтому цвет ксеноновых фар имеет слегка голубоватый оттенок, а обычных галогеновых — желтоватый.

Лучше видишь — спокойнее за рулем!

Основным преимуществом ксеноновых фар перед галогеновыми является более мощное освещение при низком потреблении энергии. Такое свойство очень важно для обеспечения безопасности на дороге. Чем дальше и отчетливее водитель видит дорогу, тем меньше риск дорожного происшествия. Свет от ксеноновых ламп по спектру ближе к дневному, поэтому позволяет водителям лучше оценивать ситуацию на дороге: лучше видно дорожную разметку, знаки и различные препятствия.

При свете ксеноновых ламп лучше видимость в туман и дождь. Свет освещает дорогу, а не капли воды в воздухе. Видимость в таких условиях намного выше, чем при использовании галогеновых ламп. Свет ксеноновых ламп не слепит водителя, в отличие от света ламп галогеновых, так как имеет более высокую частоту, а значит, лучше рассеивается. Поскольку у ксеноновой лампы нет нити накаливания и, соответственно, нечему перегорать и обрываться, они не боятся ударов и тряски. Хотя их нельзя трогать руками и мочить.

Другой плюс ксеноновых ламп — это их долговечность. Средний ресурс таких ламп составляет до трех тысяч часов, ресурс галогеновых — около пятисот. То есть, если вы используете фары в среднем по два часа в сутки каждый день в году, срок службы ксеноновых ламп продлится до трех-четырех лет, галогеновых же вам хватит максимум на полгода.

Еще к плюсам ксеноновых ламп можно отнести то, что обратная замена на лампы галогеновые легко осуществима. Так, в случае необходимости, например перед продажей автомобиля, вы всегда сможете установить в фару свою штатную лампу взамен ксеноновой и переставить комплект на другой автомобиль. В этом случае, когда вы поменяете автомобиль, единожды приобретенный комплект можно переставить с одной машины на другую.

Минусы ксеноновых ламп

Однако, помимо очевидных преимуществ, ксеноновые лампы обладают и рядом недостатков. Основным их минусом является цена. Обусловлено это тем, что ксеноновые лампы требуют специального блока управления — очень сложного устройства, а потому и дорогого. Да и сами ксеноновые лампы намного дороже галогеновых. А менять лампы лучше всего в паре, так как в процессе работы спектр лампы меняется. Поэтому, если заменить лишь одну, вышедшую из строя, лампы будут светить по-разному.

Еще одним серьезным недостатком является проблема с установкой. При установке ксеноновых ламп многие полагают, что достаточно лишь заменить обычные лампы на ксеноновые. Это неправильно, так как пучок света в таких лампах направлен несколько иначе, чем в галогеновых, а при использовании штатного отражателя распределение этого пучка света происходит так, что будет слепить встречные машины, то есть вразрез с принятыми нормами. Отрегулировать такие фары практически невозможно: свет не только будет слепить других водителей, но также будет очень плохо просматриваться дорога. Поэтому при замене галогеновых ламп на ксеноновые желательно заменить всю фару целиком.

Также очень важно купить настоящие ксеноновые лампы, а не подделку, так как в последнее время некоторые производители электропродукции стали заполнять рынок псевдоксеноном. Это обычные галогеновые лампы, покрытые слоем, придающим свету голубоватый оттенок. На самом деле свет получается желто-синий. Такие лампы обладают увеличенной мощностью, что создает дополнительную нагрузку на генератор в процессе работы. Обычно такие лампы продают без балластных блоков, а ксеноновые лампы продаются исключительно с комплекте с "балластом".

Устанавливать ксеноновые лампы лучше всего в мастерской, так как их установка требует не только определенного мастерства, но также специальной техники.