Cтанционный смотритель

Путин решил доверить область начальнику ВСЖД Александру Тишанину

Затянувшаяся пауза президента с предложением кандидатуры на пост губернатора Иркутской области была прервана в минувшие выходные. Александр Тишанин, возглавивший чуть больше года назад управление Восточно-Сибирской железной дороги, получил от Путина проездные документы к губернаторству. Депутаты областного парламента, все лето ожидавшие этого волнительного момента, сейчас в большинстве своем оказались отпуске, поэтому судьбоносная сессия ЗС планируется на следующую неделю.

  • Тишанин Александр Георгиевич родился 20 апреля 1966 года в городе Троицк Челябинской области. Окончил Челябинский техникум железнодорожного транспорта, Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения по специальности "Экономика и управление на предприятии железнодорожного транспорта". Трудовую деятельность начал дежурным по станции Тракторстрой Южно-Уральской железной дороги (1987 г.); с 1988 года работал поездным диспетчером Челябинского отделения ЮУЖД, а с 1989 года — начальником станции Тракторстрой. С 1991-го по 2001 год занимал различные должности на ЮУЖД. В 2001—2002 годах — начальник Читинского отделения Забайкальской железной дороги. 2002—2003 годы — заместитель начальника Забайкальской железной дороги, начальник службы перевозок. С 2003 года — первый заместитель начальника ЗабЖД, филиала ОАО РЖД. В апреле 2004 года назначен начальником Восточно-Сибирской железной дороги.

Инструмент для равноудаления

С апреля политики, политологи и журналисты перебирали возможных кандидатов в губернаторы, пытаясь угадать, на ком же остановится Путин. Никто не угадал. Фамилия Тишанин стала называться буквально в последние две недели, и многие ее просто проигнорировали как совсем уж невероятный вариант. Сейчас представители политбомонда, оправившись от шока, пытаются ответить на несколько вопросов. Почему Тишанин? Кто есть Тишанин, и что это значит для региона?

Можно предположить, что Тишанин — это реализация на практике президентского тезиса о равноудаленности от власти различных финансово-промышленных групп (и, соответственно, их владельцев). В нашей области присутствуют многие крупные ФПГ, которые, безусловно, были бы заинтересованы в том, чтобы на посту губернатора здесь был свой человек. Сохранение этого поста за Борисом Говориным устроило бы многих из них, но, судя по всему, принципиально не устраивало Кремль. Невозможно знать все причины, по которым Говорин попал в немилость, однако некоторые из них хорошо известны. Это давняя поддержка "не той" партии — "Отечества", низкая явка и низкий процент голосов за Путина на президентских выборах, а на прошлых губернаторских — сомнительная победа над представителем КПРФ Сергеем Левченко; наконец, завал проекта по объединению области с Усть-Ордынским округом. Минусом для Бориса Говорина стали и его теплые отношения с представленными в регионе олигархами.

Карьера Александра Тишанина началась и развивалась на железной дороге, которую принято считать организацией полувоенной — четкая вертикаль власти, жесткая дисциплина и т.д. Проработав в Иркутске почти полтора года, Тишанин не сблизился ни с какими существующими здесь политическими силами, сосредоточившись на своем участке работы. То есть для местных элит и представителей ФПГ он по большому счету остается малознакомым человеком. Многие считают, что эти факторы как раз и сыграли решающую роль при выборе президента.

Есть, правда, мнение, что не менее решающую роль во взлете Тишанина сыграл Владимир Якунин, назначенный в июне этого года главой РЖД. Якунина считают одним из близких друзей Путина; он тоже имел отношение к органам, они вместе работали в Питере, и даже дачи в Ленинградской области построили рядом. Якунина прочили то в премьеры, то в главы президентской администрации, а его последнее назначение некоторые СМИ рассматривают даже как начало операции "Преемник-2008". 26 июля состоялась встреча президента с главным железнодорожником страны, на которой, по официальным сообщениям, речь шла о перспективах развития отрасли. Источники в "сером доме" считают, что Тишанин является протеже Якунина.

В любом случае Тишанина позиционируют как человека Кремля, который будет идти в русле генеральной линии. Хорошо это или плохо для региона, сейчас никто сказать не берется. С одной стороны, хорошо, что он не привязан ни к каким олигархическим интересам (по крайней мере, явно), но с другой — плохо, что фактически он не знает региона. Именно по последней причине многие отдали бы предпочтение Валентину Межевичу, чья кандидатура на последнем этапе отбора была альтернативой Александру Тишанину. Валентин Межевич пришел во власть, на пост первого заместителя губернатора, из Иркутскэнерго, однако впоследствии ушел из обладминистрации, не сработавшись с Борисом Говориным. Сейчас — представитель областного парламента в Совете Федерации. Знатоки политической кухни утверждают, что главным аргументом против Межевича стало то, что обе его дочери замужем за американцами, и одна из них имеет гражданство США.

Лишь бы человек был хороший

Что касается личных и деловых качеств Александра Тишанина. В официальных комментариях ВСЖД отмечается, что под его руководством планы выполняются с опережением, увеличиваются объемы перевозок, особенно заметно — леса и нефти. С его приходом связывают развитие фирменного и туристического обслуживания пассажиров (в этом году статус фирменного получил поезд "Баргузин" по маршруту Иркутск — Забайкальск, запущен экскурсионный ретропоезд "Байкальский круиз" по Кругобайкальской железной дороге). Благоустройство и ремонт Кругобайкалки тоже значится как его инициатива.

В неофициальных разговорах никто из представителей железнодорожного сообщества не называет Тишанина белым и пушистым, но степень его немягкости оценивают по-разному. От "жесткий, но справедливый; не будет наказывать, не разобравшись досконально" до "жесткий до жестокости".

Сушите весла

В понедельник в обладминистрации состоялось плановое заседание президиума административного комитета. Неожиданностью для присутствующих стало появление на нем Бориса Говорина (неожиданностью, потому что вообще-то губернатор находится в отпуске). Борис Александрович попросил своих замов отчитаться, всех выслушал и, по словам очевидцев, был очень корректен и внимателен. Затем пожелал и впредь трудиться на благо области на столь же высоком профессиональном уровне и покинул заседание. Так никто и не понял, было ли это своего рода прощанием или губернатор еще придет, например, на сессию ЗС.

По закону, после смены губернатора все его замы должны подать в отставку, и новый глава уже будет решать, чью отставку принять, а чью нет. Понятно, что нового руководителя не может устраивать окружение его предшественника (тем более что и у того-то с кадрами были проблемы), но вот насколько радикальным будет обновление, для многих очень важный вопрос. Так что сейчас в обладминистрации все замерли в ожидании. Формирование дееспособной и эффективной команды, по идее, должно стать первоначально и одной из главных задач "неместного" Тишанина.

Депутаты готовятся

Мало кто сомневается в том, что депутаты его утвердят, хотя сейчас среди них и не наблюдается единого порыва. И многим ранее скептически относившимся к идее Сергея Левченко о проведении предварительных депутатских слушаний по губернаторскому вопросу сегодня это кажется интересным, так как дает возможность хоть какого-то знакомства, разговора с кандидатом. Напомним, лидер региональных коммунистов предлагает провести слушания в преддверии сессии, чтобы обрисовать будущему губернатору круг важных для области вопросов и услышать его соображения по этому поводу. Пока дата слушаний не определена, возможно, они состоятся в конце этой недели или в начале следующей.

Алексей Козьмин, возглавляющий областной СПС, поддерживает инициативу по слушаниям. По мнению Козьмина, для многих депутатов важно, чтобы губернатор защищал интересы своего региона, этот же кандидат никак к Иркутской области не привязан. Поэтому "есть сомнения, что это лучшая кандидатура". Алексей Павлович также считает, что сейчас невозможно прогнозировать исход голосования, многое зависит от того, как пройдет встреча Тишанина с депутатами.

У Левченко принципиально другой взгляд на этот вопрос: "В нашем ЗС предложение президента пройдет без проблем. Если и будут голоса против, то очень немного". Сергей Георгиевич явно имеет в виду то, что 25 из 45 депутатов состоят во фракции "Единой России". И не надо быть ясновидящим, чтобы сказать, как пропрезидентская партия будет голосовать по предложению президента. Тем более что Тишанин — единоросс. Тем более что при всех минусах он все-таки не вызывает у депутатов реакцию отторжения и для многих является фигурой хоть и неизвестной, но вполне приемлемой.

Константин Зайцев, федеральный инспектор по Иркутской области и Усть-Ордынскому округу, уверен, что предложение президента наиболее приемлемое:

— Президент же не просто так подходит: а давайте назначим молодого и красивого. Кандидатура рассматривается со всех сторон — и с политической, и с хозяйственной. А то, что он недавно в регионе, так, может, это и даст Иркутской области возможность получить свежую струю, и его несвязанность ни с какими группами — только плюс.

Как пояснил Константин Борисович, человек, который получает такое предложение, об этом не по радио узнает — предварительно с ним ведутся переговоры. Так что Александру Тишанину за последнее время пришлось побеседовать и с полпредом в СФО Анатолием Квашниным, и со многими руководителями президентской администрации.

Вероятно, это является и одной из причин двухнедельного отпуска, в котором Тишанин находится с 8 августа. Появится ли он в Иркутске до ближайшего понедельника, неизвестно, по крайней мере два дня назад он был в Москве.

В понедельник, 22 августа, должна собраться коллегия ЗС, чтобы решить все оргвопросы по сессии и депутатским слушаниям. Предположительно, сессия будет назначена на 24-е число, однако сейчас обсуждаются и еще две даты — 25 и 26 августа, при этом депутаты вполне вписываются в установленные законом сроки — рассмотреть внесенную кандидатуру в течение 14 дней. Голосовать депутаты будут тайно, так что даже при наличии голосов против невозможно будет сказать, чьи же они (если, конечно, никто публично не заявит).