Малолетний водитель?

По мнению инструкторов автошкол, условия получения прав нужно ужесточать, а не послаблять

Недавно руководство МВД РФ выразило готовность способствовать изменению законодательства в пользу возможности 16-летних граждан России получать водительские права. По словам руководства МВД, на данный момент в России существует множество технически одаренных ребят, тем более что пресечь попытки подростков водить машину, если они изъявили такое желание, все равно будет бесполезно.

Они все равно будут ездить

О невозможности ограничить желающих сесть за руль молодых людей свидетельствует и статистика: за шесть месяцев текущего года в Иркутской области выявлено 158 нарушений дорожных правил водителями из числа попавшихся в руки инспекторов без удостоверения. Чаще всего, севшие в машину, они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, возят с собой друзей и подруг. Сколько всего авантюристов катают по городу, не обладая правами, не известно никому. Однако мало кто уверен, что закон, понижающий возрастной барьер, изменит ситуацию в положительную сторону. Причина сомнений — недостойный уровень и методика образования в автошколах.

Первые навыки вождения, полученные подростками от своих отцов, не могут служить фундаментом усвоения мастерства водителя. Молодой человек должен стать мужчиной, а не зависеть от родителей, ведь отчей поддержки в дороге не будет, считает Юрий Деликатный, директор Иркутского областного учебно-курсового комбината автомобильного транспорта.

В этом и был главный курьез, когда с 15 лет его сын стал обучаться в детской юношеской автомобильной школе, в которой отец был одним из учителей. Вопреки обстоятельствам, Владимир Деликатный и его друг Алексей Висягин стали одними из самых молодых выпускников школы, закончив ее в 16 лет. При существовании закона, упоминаемого руководством МВД РФ, молодые люди уже были бы полноценными участниками дорожного движения.

В настоящее же время 17-летним водителям осталось сдать экзамены в ГАИ и дождаться совершеннолетия. Тогда права откроют для них все дороги. Сейчас Владимир — самый молодой мотоциклист в городе среди "легальных".

Годом раньше из всех поступающих на обучение в школу парней лишь семеро смогли преодолеть свой страх перед железным конем. Экзамен сдал только Владимир. Иные же, по словам Юрия Деликатного, чуждались бесплатного мотоциклетного кружка и возможности приобрести начальный стаж из-за чрезмерного высокомерия: двухколесный друг был для них пережитком детства.

Преподаватель же считает иначе. Только такое средство передвижения способно придать твердость рукам, силу и выносливость, психологическую устойчивость, так необходимые в бурлящем потоке дорог владельцам всех категорий транспорта.

Чем раньше, тем лучше

Одноклассник Владимира в автошколе Алексей Висягин считает: чем раньше человек получит права, тем лучше. Но, как рассказывают парни, другие их сверстники гоняют и без прав. "На машине по городу катается почти каждый", — говорит Алексей.

Чем раньше ребенок сядет за руль, тем легче его выучить и тем профессиональнее будет уровень его вождения на дороге в будущем, утверждают преподаватели автошкол. Юрий Деликатный считает, что выдавать права в 16 лет можно было бы без страха, если бы формирование будущего рулевого начиналось с первого класса.

Опытные инструктора сравнивают процесс обучения искусству вождения автомобилем со школьными дисциплинами. Порочна разница в сроках: школяры изучают предметы с первого класса, а в автошколы впервые приходят лет в 18, а то и позже. В таком возрасте психология человека сформирована и в ней нет места принципам поведения за рулем, являющимся важнейшими. Человек попросту не знает, как себя вести в опасной ситуации, и привить ему такие знания в зрелом возрасте, по мнению преподавателей автошкол, практически невозможно. Уже и реакция не такая, как в прежние времена. У детей нет за плечами богатого жизненного опыта, зато нет и пережитых стрессов, в том числе от практики вождения и переживаний по поводу других неудач. Все это не засоряет голову юнца во время занятий, и процесс становления водителя проходит легче и естественнее.

Инструкторы советуют — учите вождению с 4 лет

Инструкторы рекомендуют начинать усаживать ребенка на колени и давать в руки руль с четырех лет — примерно в этом же возрасте традиционно начинают знакомить с миром будущих спортсменов. Безмятежность детства поможет не растерять интерес к машине, представлять ее не только как средство передвижения. Примеров немало: сами родители, будучи опытными шоферами, признавали определенный прогресс у своих детей перед собственным уровнем вождения.

Как говорит Юрий Деликатный, с первого класса подготовить хорошего водителя можно из любого человека, кроме психически нездоровых и наркоманов, которым, по общему мнению инструкторов, вход должен быть закрыт даже на полигон, не говоря уже о дороге. За 22 года работы на комбинате у Юрия было лишь три примера необучаемых подростков. Двое из них страдали отклонениями в психике, один не смог преодолеть собственную лень.

Автошколы практически не учат водить

Но садить за руль "с пеленок" — недостижимый идеал, сложный и постепенный процесс, который не под силу большинству автошкол Иркутска. Основная их тенденция, по мнению Юрия Деликатного, — не обучить водительскому мастерству, а выдать права, — опасна уже сейчас. Если же такие школы начнут массовую подготовку несовершеннолетних, ситуация на дорогах "усугубится не в разы, а в порядки".

В специализированных медицинских организациях существуют перечни требований по допуску водителей к управлению транспортными средствами, связанные с состоянием здоровья и психической уравновешенностью. По словам Юрия Деликатного, большинство этих требований к ученикам не применяются. "Я могу сказать, что процентов 30 наших водителей вообще не стоит допускать до баранки по причине психических расстройств", — считает Юрий. Кроме этого, при получении прав ситуацию усугубляет отсутствие требований о выдаче справок из наркологических диспансеров.

Возмущает Юрия Деликатного и методика преподавания, принятая в большинстве автошкол. "Водитель — это профессия, и за месяц освоить ее невозможно, — говорит инструктор. — Деление на любителей и профессионалов — это абсурд, нет на дороге любителей, все должны быть профессионалами".

Прежде всего, по мнению Юрия, это касается зубрения экзаменационных билетов, выучить которые не так сложно, а реальных знаний от этого не прибавится. Второе упущение — сокращения учебной программы, которая как раз и дает практический багаж знаний, готовый к применению на дороге. По словам Юрия Деликатного, в некоторых школах будущих водителей обучают всего лишь по часу в день два раза в неделю.

"Я спрашиваю их: "Как вы умудряетесь программу освоить?" А они отвечают: "А зачем это надо? Главное — сдать экзамены", — приводит пример Юрий Владимирович. Чтобы изменить ситуацию, стоит приравнивать профессию водителя к другим видам деятельности, требующим повышенной ответственности. Таким, как водители иных наземных, воздушных и наводных транспортных средств.

А изменить уже существующие принципы преподавания, по словам Юрия, можно только одним способом. "Я считаю, что половину водительских школ, которые существуют у нас в Иркутске, нужно убрать, у остальных — ужесточить требования по качеству образовательных услуг".

Юношеская самоуверенность опасна

Ответственность лежит и на родителях будущих водителей. Яркий образец — юношеская автомобильная школа, где инструктора организовали для детей с 12 лет бесплатный авто-мотокружок. В качестве наглядных пособий и тренажеров были куплены карты, велосипеды, подготовлена другая материальная база — автомобили и мотоциклы. Заинтересовались лишь единицы. Юрий Деликатный объясняет это недалекостью родителей, которые, не думая о последствиях, ждут совершеннолетия своих детей. Когда же, наконец, их чадам исполнится 18, они могут без лишних проблем за неделю пройти курсы и сразу же получить права.

Впрочем, помимо некачественного образования инструктора упоминают и о других препятствиях, не зависящих от уровня водительской подготовки. Если обучаемость с ранних лет и вправду хороша, то социальная ответственность у подростков на нуле.

"Большинство молодых людей живут за счет родителей, — рассказывает Сергей Степанов, директор Иркутского центра высшего водительского мастерства. — Это особенно заметно в богатых семьях, где родители позволяют иметь своим детям личные автомобили. Происходит это в столь юном для подростка возрасте, когда машина для него не представляет ценности, так как собственные деньги он еще не зарабатывает. Безответственность в собственных действиях чревата целым возом проблем".

Юный автомобилист не умеет достаточно оперативно ориентироваться в экстренной ситуации, к которой, более того, не готова его психика. При выбежавшем на дорогу пешеходе или внезапно вырулившей из-за поворота машине, по словам Сергея Степанова, паникуют и подготовленные опытные взрослые, не говоря о детях. Однако категорически не подпускать подростка к рулю — значит, потерять контроль над его действиями. Сергей Степанов признается, что в молодости и сам брал тайком от отца машину и катался по ночам. Вывод — приучать детей на закрытых автодромах, не выпуская юношескую самоуверенность на дороги общего пользования.

Разные школы — разные мнения

Центр, директором которого является Сергей Степанов, как правило, дает дополнительную подготовку людям с правами. Подчас, признается Сергей, как раз технический уровень взрослых и профессиональных водителей вызывает опасения. Поэтому основная цель во время обучения, как для молодежи, так и для более поздней возрастной группы, — выработка двигательных рефлексов при вождении. Атмосфера на улицах большого города призывает человека делать, а потом думать. Именно взаимодействие человека с органами управления машины на рефлекторном уровне может обеспечить безопасность в самой опасной дорожной обстановке.

Юрий Деликатный придерживается другого мнения. Первоочередная задача — привить порядочность и аккуратность на дороге. Водитель должен взять за правило хотя бы изредка уступать дорогу. Уметь понять того, кто нарушает правила или выполняет неверный маневр. Поэтому, по мнению Юрия Владимировича, всегда стоит обращать внимание на агрессивность водителя, как бывалого, так и начинающего. Для последних разбираться в технике — не самое главное, хотя и нужное для "настоящего мужика", знающего ценность делу. В связи с этим разумно не оставлять без внимания и степень заинтересованности подростка в учебе в целом.

Непосредственное предложение создать закон, включающий зеленый свет для 16-летних, инструктора автошкол считают никуда не годным. Для обеспечения безопасности на дороге он не эффективен, даже наоборот — опасен, считают водители. По их мнению, условия получения прав нужно не послаблять, а ужесточать, тем более, когда подростковая агрессия и непрофессионализм нередко угадываются в манерах взрослых участников дорожного движения.

  • Справка "СМ Номер один"

Издание закона, понижающего возрастной ценз на получение водительских прав, — очень трудоемкий процесс в правовом аспекте. Прежде создания законопроекта необходимо будет позаботиться о соответствии его ныне существующим документам, дабы не создать лишних проблем. Как говорят юристы, таковых наберется целая кипа. Настолько большая, что привести по памяти все правовые акты невозможно. Основной, который ляжет на стол уполномоченных органов для редактирования, — Закон "О безопасности дорожного движения", регламентирующий основные отношения в сфере автомобильного транспорта.

Сейчас по закону подросток вправе обучаться вождению автомобиля уже с 15 лет, формально получить корочку удостоверения юноша или девушка может с 17 лет, однако на руки ее не выдадут. Будет лежать до знаменательного совершеннолетия в ГАИ.