Загадочные самоубийства в Московщине остаются нераскрытыми

В расследовании двух случаев суицида местных парней и неудачной попытки свести счеты с жизнью третьего будут участвовать представители Генеральной прокуратуры

В очередной раз возвращаемся к трагическим событиям, произошедшим весной и в начале лета этого года в селе Московщина Иркутского района. Загадочный криминальный сюжет, ославивший маленькое село на всю страну, уже не носит былого налета сенсационности. Убили 21-летнего Виталия Москвитина и Виктора Тумакова 17 лет или они сами покончили с жизнью — этим вопросом теперь задаются, пожалуй, только журналисты (и то запала копаться в запутанной истории хватило не у всех СМИ). Родственники парней и представители правоохранительных органов выводы для себя сделали практически с самого начала: первые винят в смерти Виталия и Виктора таджикских гастарбайтеров, вторые склонны верить в суицид. Взаимное недоверие сторон уже привело к беде — разъяренные вялой работой, если не сказать — бездействием милиции и прокуратуры, односельчане погибших учинили самосуд над наемными рабочими. Вот только наказали они не тех, кого собирались. — под горячую руку мстителей попали ни в чем не повинные узбеки, заменившие таджикскую бригаду накануне.

"Убили нашего брата"

Кто бы мог подумать, что стройка столярной мастерской на окраине Московщины приведет к межнациональному конфликту и гибели четырех человек. Как рассказывают жители села, поначалу все складывалось более чем безоблачно. Гастарбайтеры из Средней Азии (за время строительства объекта здесь сменили друг друга несколько бригад из ближнего зарубежья) были хорошо приняты местными, особенно молодежью. Лишенные возможности нормально зарабатывать и проводить досуг (в Московщение нет своего клуба) молодые жители села тянулись на стройку. Редкий вечер здесь обходился без командной игры "село против гостей" или дискотеки.

Особенно тесно с таджиками общался 21-летний Виталий Москвитин. Его нашли повешенным на заборе 8 марта. Рассказывает одноклассница Виталия и сестра его друга Вити Тумакова (также погибшего при загадочных обстоятельствах) Елена:

— Никаких общих дел, насколько я знаю, у Виталия с гастарбайтерами не было, просто дружили. И когда его нашли в петле, привязанной к забору одного из участков, в самоубийство, конечно, никто не мог поверить, но на таджиков тогда не подумали. Они же натурально убивались на Виталиных похоронах, плакали: "Наш брат погиб". Это уже теперь мы подозреваем, что дружба была надуманной, чтобы всем нам глаза отвести...

Как рассказала Маргарита Козлова, мать Виктора Тумакова, тело Виталия обнаружили около полуночи:

— Он сидел на корточках, рука перекинута через жердь забора, на шее шнурок от его же толстовки. Участковый приехал из Урика через полтора часа после нашего вызова. Он распорядился, чтобы труп отправили в морг, а опергруппу на место вызывать не стал, да и сам место происшествия толком не осматривал. А ведь на снегу были найдены чьи-то следы и строительные перчатки.

Не поверили в самоубийство жители Московщины уже только потому, что у Виталия не было причин сводить счеты с жизнью.

— Да все у него хорошо было, — рассказывает Елена Тумакова. — Разве может человек, который собирается идти на дискотеку (на стройку к таджикам. — Прим. авт.), сообщив друзьям за несколько минут до гибели, что только забежит за магнитофоном, лезть в петлю?

Убедиться в том, что Виталия все-таки убили, жителям села пришлось 22 апреля — после второго загадочного "самоубийства" его близкого друга Виктора Тумакова.

"Самоубийца" звал на помощь

В отличие от своего погибшего друга Виталия 17-летний Виктор Тумаков с таджиками дружбу не водил, да и вообще шумных компаний старался избегать. Такой уж был у него характер. Вечером 22 апреля его звали друзья на очередную дискотеку, которую устроили гастарбайтеры, но Витя отказался.

— Он сказал, что собирается зайти к другу, чтобы пригласить его на день рождения, через пять дней ему 18 лет исполнилось бы, — рассказывает мама Виктора Ирина Козлова. — А потом собирался идти домой... В половине пятого часа утра его нашла доярка. Витя был повешен на заборе в той же позе, что и Виталий, — стоя на коленях. Правая рука перекинута через жердь, на шее шнурок от кроссовка. Лицо такое спокойное...

Телефонный вызов из Московщины милиция проигнорировала, одному из жителей пришлось самому ехать в Иркутск, и только к трем часам дня на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа.

— Они поверхностно осмотрели место и сразу пришли к выводу, что это суицид, — продолжает Ирина Ильинична. — Какой суицид? У Вити на виске кровоподтек остался после удара. Рядом с этим местом стоит заброшенный дом; наверное, там его оглушили, а уж потом повесили. Как еще объяснить, что одежда на сыне сухая была, ведь всю ночь дождь сильный лил?

Как позднее рассказал житель расположенного неподалеку дома, ночью он выходил на улицу, чтобы подставить бочки под водосток, и слышал крики о помощи, но значения этому не придал. Подумал, что кто-то спьяну шумит. В том, что этот голос принадлежал Виктору, мужчина уверился лишь утром, когда узнал о трагедии.

— Нам следователь прокуратуры сказал, что следов борьбы на месте не обнаружено, — рассказывает Ирина Козлова. — Но как же так, на фаланге пальца правой руки Вити остался четкий след от веревки. Несколько раз мы просили следователя, чтобы осмотр провели более тщательно, ведь в половине двенадцатого ночи местные парни видели, как неподалеку от этого места двое или трое человек прятались в кустах, а потом убегали огородами. Но он только спросил: "Может, у вас тут секта какая завелась?" В общем, ни одному нашему слову о том, что это таджики убили Витю, следователь не поверил.

Хлебнул чаю и в петлю

15 мая уже взбудораженную двумя смертями Московщину переполошило очередное ЧП. Этой ночью каким-то чудом удалось достать из петли 14-летнего Сашу Рукосуева, который "решил свести счеты с жизнью" в нескольких десятках метрах от жилища таджиков. Накануне вечером вместе со старшим братом Денисом Александр отправился на дискотеку к иностранным рабочим.

Рассказывает его мама Любовь Рукосуева:

— Врать не буду, на танцах Сашка выпил, как он мне рассказал, полбутылки пива "Жигулевское" и максимум рюмку разбавленного спирта. Потом, таджики предложили ему покурить анаши, но он отказался. Сходил в туалет и уже собирался идти домой, тут таджики дали ему какой-то чай в банке. Сын сделал пару глотков, но ему не понравилось, не стал пить. Потом Саша позвал Дениса, чтобы тот его проводил до дома, но один из таджиков резко дернул моего старшего за руку и сказал: "Пусть сам идет, не маленький".

По словам Александра, он прошел не больше пятидесяти метров и ему стало плохо. Подросток сел на колесо рядом с тракторным прицепом и попытался расшнуровать кроссовки — сильно жгло ноги.

— Тут ко мне подошли таджики Алик и Дима, — рассказывает Александр. — Алик выдернул шнурок, взял меня за руку и волоком потащил под телегу, потом я потерял сознание...

Через минуту покинувший дискотеку Денис увидел брата под арбой. Саша лежал на траве, опуститься его голове не позволяла удавка, привязанная к телеге. Денис, позвав на помощь сопровождавшего его приятеля, вытащил Сашу из петли. Как говорят жители Московщины, если бы парни опоздали на какие-то секунды, то и этот случай прокуратуре можно было бы смело списывать на суицид.

Парадоксально, но факт: органы следствия именно так и считают. Инцидент квалифицирован как попытка доведения до самоубийства.

Кто развязал узел на удавке .

Как рассказывает Любовь Рукосуева, в фельдшерский пункт, куда отнесли ее сына, практически сразу прибежал один из таджиков:

— Он все Саше в лицо заглядывал, спрашивал, жив он или нет. Мы-то на скорой уехали в Иркутск, в детскую больницу, а люди рассказывали, что утром на остановке видели незнакомых таджиков, которые той ночью приезжали на дискотеку. Испугались, значит, разбегаться начали. Они, кстати, у наших пацанов все выспрашивали, продают ли в селе наркотики.

Пока Саша Рукосуев с мамой находились в Ивано-Матренинской больнице (весь день подросток провел в палате реанимации с симптомами отравления психотропными препаратами). в Московщине творились совсем несуразные вещи. Староста села Евгений Рюмин, который живет неподалеку от места, где нашли Александра, обнаружил утром под телегой шнурок от кроссовка. Столпившиеся на месте происшествия односельчане заметили, что узел на удавке завязан каким-то особым способом — точь-в-точь как на петлях, из которых достали погибших Виталия и Виктора. Эту улику Евгений Евгеньевич передал участковому. Как позднее узнали родственники Виктора Тумакова, шнурок приобщен к уголовному делу в развязанном виде...

Если так можно выразиться, достаточно развязанно проводился и обыск в помещении, где обитали таджики, об этом односельчанам рассказали две женщины, привлеченные к мероприятию в качестве понятых. По их словам, участковый, то и дело находя какие-то склянки и пакетики с травой, спрашивал у гастарбайтеров, что это за вещества, и, получая такие ответы: "С этим мы чай пьем, это курим, а это кладем под язык", продолжал поиски неизвестно чего. Злосчастная банка, из которой пригубил Саша Рукосуев, так и не была найдена.

Чем же все-таки опоили подростка? Первоначальные исследования показали, что Александр получил отравление психотропными препаратами, повторный же анализ показал, что не так все серьезно. Матери Саши сообщили, что ее сын принял копеечное средство против аллергии, которое дало побочный эффект, так как подросток был пьян.

— Это ложь, — заявляет Любовь Викторовна. — Во-первых, в крови Саши алкоголя вообще не обнаружили, а в моче — ничтожное количество. Но самое главное — никаких повторных анализов у сына не брали, мы из больницы выписались раньше срока...

Таджики в приемнике, мстители в СИЗО

О развязке этой истории мы сообщали в одном из прошлых номеров. Ночью 10 июня группа вооруженных лопатами и ломами людей прорвалась на строящийся объект, где проживали наемные рабочие (вот только уже на таджики, а узбеки), и стала жестоко избивать гастарбайтеров. В ходе нападения двое граждан Узбекистана были убиты, еще четверо ранены. 15 июля оперативники областного управления по борьбе с организованной преступностью задержали одного из предполагаемых участников нападения — 30-летнего ранее неоднократно судимого жителя Шелеховского района, родственника одного из парней, которым приписывают суицид. Насколько нам известно, позднее были задержаны еще четверо молодых людей, проживавших в Московщине. Сейчас они находятся в следственном изоляторе.

Четырех граждан Таджикистана, подозреваемых в "доведении до самоубийства" молодых жителей Московщины, на три месяца поместили в спецприемник, остальных членов бригады (их тоже четверо) депортировали на родину. Потребуется ли в дальнейшем объявлять их в международный розыск, пока непонятно. Последнее слово за представителями Генеральной прокуратуры, которые должны начать работу в Московщине уже в конце этой недели. На вмешательстве в ход следствия высшей прокурорской инстанции настоял депутат Государственной думы Николай Курьянович, к которому родственники погибших парней обратились за помощью. На грамотную работу местных правоохранительных органов они уже не надеются.