К метеориту ученые будут сплавляться на плотах

Точка в истории падения Витимского болида, возможно, будет поставлена уже через несколько недель

Вчера в Бодайбо улетела основная часть четвертой и последней экспедиции по поискам следов падения Витимского болида. Ученые из иркутских институтов геохимии и солнечно-земной физики намерены проверить новые данные о возможном месте падения крупных фрагментов метеорита в Бодайбинском районе и обследовать странное, не имеющее аналогов геологическое образование, называемое Патомским кратером, или конусом Колпакова — по фамилии его открывателя, иркутского геолога Вадима Колпакова.

Первыми в понедельник в Бодайбо улетели руководитель экспедиции, ведущий научный сотрудник Института геохимии СО РАН, кандидат наук Евгений Воробьев, и сотрудник обсерватории ИГУ Дмитрий Семенов. В экспедиции их шутливо называют квартирьерами — они должны будут подготовить базу для успешного проведения экспедиции: наладить контакты с районной администрацией и старателями, договориться о предоставлении транспорта и сроках переездов с места на место.

Предварительная договоренность о взаимодействии с мэрией Бодайбо существует: неделю назад научный руководитель экспедиции по астрономической части Сергей Язев и Дмитрий Семенов встречались в Иркутске с мэром района Александром Абраменко и посвятили его в планы экспедиции. Как сообщил во вторник по телефону Дмитрий Семенов, в планы экспедиции придется вносить коррективы. Последний участок пути до конуса Колпакова придется преодолевать по воде, построив плот, — автотранспортом до места не добраться, а пеший переход составит несколько десятков километров. Учитывая большой вес груза и снаряжения, это будет нелегко.

Сначала экспедиция намерена на неделю обосноваться у Патомского кратера (названного так по наименованию реки и самого нагорья, где кратер расположен). Это находящийся на склоне одной из сопок конус из дробленых известняковых плит с острыми краями, высотой от тридцати до семидесяти метров. На верхушке находится кратер диаметром тридцать и глубиной пятнадцать метров, а внутри кратера, в центре, расположена небольшая горка. По словам Сергея Язева, все это очень похоже на лунный кратер.

Судя по всему, это молодое образование — острые глыбы еще не обточены ветром и осадками, а на его склонах нет ни грунта, ни травы. Ничего подобного в мире нет. Это новообразование нашел в 1949 году иркутский геолог Вадим Колпаков. Он же высказал версию, что в этом месте упал сверхплотный метеорит, пробил земную кору. Подземные воды поднимались и зимой замерзали, увеличиваясь в объеме. Так, постепенно поднявшись по скважине до поверхности Земли, они вытолкнули известняк из-под земли, образовав новую необычную гору.

Невдалеке от кратера будет разбит базовый лагерь, а непосредственно около кратера будет выносной лагерь для посменной постоянной работы. Будет проведена видео- и фотосъемка, определены точные размеры и углы склонов новообразования, предприняты первые попытки точной датировки кратера.

Одна из основных операций — ручное бурение. Если кратер образовался в результате падения сверхплотного метеорита, то в кратере должны остаться его частицы. Если кратер образовался в результате вулканической деятельности — следы газовой струи, которая пробилась из глубин Земли к поверхности.

Через неделю напряженной работы из Бодайбо придет машина, и ученых перевезут в расчетную точку последнего поиска осколков Витимского болида — она находится приблизительно в ста пятидесяти километрах от конуса Колпакова, и ее точное место пока держится в секрете. Это круг, в диаметре составляющий около четырех километров, который удалось вычислить в астрономической обсерватории ИГУ.

— Цель этой части экспедиции — найти крупные фрагменты метеорита. Прошло столько времени, что бесполезно искать пыль или брать пробы почвы, — поделился планами директор обсерватории ИГУ Сергей Язев. — Если не удастся найти сколько-нибудь крупных фрагментов болида, то история его поисков на этом закончится.