Уж полночь близится, а Губера все нет...

Помнится, иркутские политики долго спорили и гадали на предмет времени Ч — того дня, когда, наконец, будет озвучена кандидатура нового (или старого) губернатора региона. Назывались разные даты — назначения главы администрации ждали в мае, потом в июне, июле, и вот, наконец, наступило 4 августа — самый крайний срок из всех озвученных ранее. Как говаривал классик, "уж полночь близится, а Германа все нет".

Действительно, дальше тянуть некуда. Напомним, что по законодательству полпред президента представляет список кандидатов на пост губернатора в администрацию президента за три месяца до истечения срока полномочий действующего главы. То есть Квашнин должен был сделать это в мае-июне. Совершил он этот гражданский поступок или нет, нам неведомо. Во всяком случае, информация о списке Квашнина никуда не просочилась. Существуют только слухи о тех претендентах, которые там могут быть.

Далее. Президент страны должен представить в Законодательное собрание региона кандидатуру губернатора за 35 дней до окончания срока полномочий действующего руководителя. Полномочия Бориса Говорина истекают 7 сентября. То есть имя претендента мы должны были узнать вчера.

Но на момент подписания номера в печать никакой более или менее внятной информации на этот счет не было.

Те, кто хочет увидеть в этом явлении какую-то исключительность Иркутской области, правы лишь отчасти. Действительно, как показывает практика, в большинстве своем назначение губернаторов проходит точно в срок и очень часто президент останавливает свое внимание на действующем губернаторе. Однако первенство по затягиванию сроков назначения нового главы региона держит пока Нижегородская область. Полномочия губернатора-коммуниста Геннадия Ходырева заканчиваются 8 августа, но лишь в этот вторник стала известна кандидатура нового главы Нижегородчины — это вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.

Кстати, налицо ситуация, на которую нашим политикам и политаналитикам стоит посмотреть повнимательнее. Шанцева в Нижнем Новгороде никто не ждал. Все предполагали, что в заветном списке полпреда (а на Волге президента представляет Сергей Кириенко) — сам Геннадий Ходырев и спикер областного Заксобрания Евгений Люлин. А вышло совсем по-другому.

Поэтому и наш, иркутский список, сформированный местными политологами, стоит воспринимать достаточно критически. Напомним, что в числе кандидатов на главное иркутское кресло назывались губернатор Борис Говорин, мэр Иркутска Владимир Якубовский, председатель Заксобрания Виктор Круглов, член Совета Федерации Валентин Межевич, депутат Госдумы Виталий Шуба, глава компании Иркутскэнерго Владимир Колмогоров. Был и еще один, немного подзабытый, но от этого не менее реальный вариант: нынешний глава Таймырского автономного округа Олег Бударгин.

Почему Иркутская область попала в число наиболее "тормозных" регионов страны? Рассуждать на эту тему можно долго. Наиболее вероятным видится такой расклад. Никто не станет отрицать, что на выбор губернатора оказывают влияние крупные финансово-промышленные группировки. В Иркутской области переплелись интересы практически всех известных олигархов — Вексельберга, Фридмана, Потанина и даже опального Ходорковского. Каждый из них (кроме, конечно, Ходорковского), используя все возможные рычаги, тянет одеяло на себя. Поэтому Кремлю приходится метаться в поисках кандидатуры, которая устроила бы всех.

Между прочим, нынешний губернатор Борис Говорин так или иначе ладил практически со всеми ФПГ, присутствующими в регионе. Так что его шансы на очередной срок видятся не такими уж призрачными, как хотят представить некоторые наблюдатели. В связи с этим любопытно, что чуть ли не все события, происходящие в Иркутской области за последнее время, рассматриваются через некое двухцветное стекло: черная сторона — против переназначения Говорина, белая — за.

Встретился губернатор с премьером Фрадковым — это белая сторона. Но Фрадков денег на погашение конфликта в Бирюсинске не дал, области пришлось самостоятельно искать средства — это черная сторона. Приехал Ельцин на Байкал — это очень белая сторона. Но возле Большой Речки сломался автобус, на котором передвигался экс-президент, — это очень черная сторона. И так далее.

К слову сказать, метания и томления Кремля по поводу назначения губернатора Нижегородской области пошли только на пользу этому региону. Шанцев — отличный хозяйственник, проработавший в мэрии Москвы долгие годы. Поэтому Нижегородчине просто повезло.

Повезет ли нам?