Хвостовой винт потерпевшего катастрофу вертолета не найден

Вертолет Ми-2, упавший 13 июля в озеро Байкал, поднят и доставлен в поселок Оек. Специальная комиссия уже готова приступить к детальному изучению машины.

Напомним, что вертолет, принадлежавший Иркутскому областному совету РОСТО, выполнял задание лесавиаохраны и совершал облет территории Байкало-Ленского заповедника, Прибайкальского национального парка и Ольхонского лесничества. В шесть часов вечера экипаж доложил о том, что совершил посадку в поселке Еланцы, и дальнейшая связь с бортом была потеряна. Сообщение о том, что вертолет упал в озеро близ мыса Рытого, поступило от туристов, и к месту катастрофы был направлен отряд МЧС. Тело пилота Ивана Яковца водолазы вытащили на берег 14 июля, а вот тело летчика-наблюдателя Владимира Фролова удалось извлечь из сильно деформированного корпуса машины только после того, как вертолет был перемещен на мелководье.

Машину с глубины 43,6 метра специалисты МЧС поднимали с помощью надувных понтонов, и когда к операции по извлечению вертолета подключились водолазы Лимнологического института, он находился уже на восьмиметровой глубине. Игорь Ханаев, научный сотрудник Лимнологического института, руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга, и водолаз Юрий Ющук прибыли к месту катастрофы на научно-исследовательском теплоходе "Академик Коптюк". Задача водолазов состояла в том, чтобы поднять вертолет к борту судна.

— Нас проинструктировали, к каким частям вертолета можно крепить тросы, — рассказывает Игорь Ханаев. — Помимо такелажных работ, по просьбе представителей РОСТО мы проводили еще и подводную съемку — фиксировали показания приборов. С задачей справились быстро, буквально за полдня — особых проблем с подъемом не возникало. Единственная сложность состояла в том, что вертолет при ударе о воду сильно деформировался, и нужно было поднять и транспортировать его так, чтобы не появилось новых разрушений.

Когда вертолет был поднят к борту "Академика Коптюка" и как следует закреплен, специальная комиссия приняла решение транспортировать его к мысу Кочериковскому, потому что автомобильной связи с мысом Рытым нет и доставка вертолета оттуда в Оек невозможна. На мысе Кочериковский с помощью ГАЗ-66, взятого напрокат у местных жителей, вертолет был перемещен на сушу. Комиссия осмотрела машину, но от комментариев воздержалась.

Тем не менее, как стало известно "СМ Номер один", вертолет был поднят на берег без одной очень важной детали — хвостового винта. По одной из версий, озвученной опытными летчиками, катастрофа могла произойти как раз по причине поломки этого винта, а вернее, полной его потери.

Существуют и пока не подтвержденные свидетельства тому, как могли развиваться события: на крутом склоне мыса Могильного, расположенного в тридцати километрах от места крушения, люди якобы нашли заметную борозду, характерную для контакта дерна с хвостовым винтом вертолета. Не исключено, что эту отметину на горе оставил Ми-2.

В настоящее время известно одно: если осмотр поднятой машины не даст объяснений причин трагедии, подводные работы на Байкале продолжатся и основной задачей водолазов станет поиск хвостового винта.