В поселке Залари ищут старинные подземелья

Жители Заларинского района имеют четкое представление об ангелах, лешем и прочих необычных персонажах

Предания и легенды старинных деревень, рассказы о сверхъестественном распространены в Заларинском районе шире, чем где-либо. В них верят, их подтверждают "на современном материале". Директор Заларинского краеведческого музея Галина Макагон — азартный собиратель и "проверятель" вышеозначенного — с готовностью лезет на Ботогол, в заброшенную графитовую шахту, записывает от стариков разные истории, выведывает у неразговорчивых охотников их приключения. А в последнее время инициирует исследования в самих Заларях — купеческих подвалов и подземелий.
— Много у нас всяких историй. Даже само название Залари легендарно. Две самые интригующие версии: что оно произошло как "зайларь узон" — от имени родного брата Чингисхана Узона, вторая — от одной из небесных дев-лебедей из знаменитой бурятской легенды о Хоредое и лебедях.
Бурятские предания переплетаются с русскими, и уже почти не разобрать национальности. Рядом с Заларями — Шаман-гора, где под белым камнем якобы захоронен могущественный шаман. И для русских это такое же таинственное место, как для бурят.

Заповедник звуков

Самое невероятное место по концентрации аномалий и чертовщины — символичное слияние двух речек, Черной и Белой Тагны. В местных урочищах можно испытать потрясающие звуковые эффекты. Слушатели пугающих звуков — истошных женских криков, детского плача, странных гортанных звуков — пугаются не на шутку. Не разберешь ведь — то ли вода шумит (лесные речки, особенно по ночам, дают такой эффект), то ли впрямь необъяснимое явление.

В тех же местах есть скала отвесная, метров двести высотой, под скалой зимовье. Туда любят выезжать хор-тагнинские мужики. Один из них рассказывал, как однажды, будучи в трезвом уме и твердой памяти, вышел поутру из зимовья за надобностью, а собравшись возвратиться обратно в домишко, глянул наверх и обомлел: от скалы всадник на лошади отделился и как бы поплыл.

Тамошних мужиков, которые происходят от замкнутых кержаков, и сегодня еще разговорить непросто. В округе их называют бесами. Но от этого тагнинские рассказы только интереснее.

За Тагной, ближе к Оке, есть малопроходимые таежные места. Еще до войны лесники поставили в том районе семь зимовий. С 30-х годов живет там лесниками семья Васиченко. Один из них, из урочища Сарама, был известен тем, что спасла его от смерти собака, и этой собаке он поставил в тайге самодельный памятник. Так вот лесники и рассказывают, что на Халяртах жил некогда бурятский шаман. И погиб он от руки русских. С тех пор боятся люди этого места. Является здесь убиенный шаман. Пожилой фотограф из Заларей Иван Андрейчук ночевал в тамошнем зимовье и рассказывал, как двери сами собой открываются. И слышат "счастливцы", как шаман громко и матерно ругается. Жуть.

Летаргия в Хор-Тагне

Все там же, в тагнинских местах, где оседали крепко и по старому канону верующие люди, до сих пор в рассказах стариков живет история о хор-тагнинском мальчике Ромашке, получившем некое знание от ангелов. Восьмидесятилетняя Мария Ющак вспоминает, что девочкой очень любила ходить в церковь — была когда-то церковь в Хор-Тагне. И был в компании девчонок скромный болезненный мальчик, дружок и сосед Ромка. Обычно он заходил за девочками поутру, чтоб идти в школу, возил их на санках. Однажды он не пришел. Не появился и на второй день, и на третий. Девочки отправились к Ромашке домой. Глядят, а в доме много народу толпится. Они про Ромку спрашивают, а им: "Так он умер". Девочек пригласили посидеть у гроба. И на их глазах Ромашка поднялся из гроба — как будто проснулся. Да мальчик и не был похож на мертвого. Оживление покойного привело домашних в страшную истерику. А Рома и говорит: "Ой, что я сейчас видел!" Правда, рассказывать не стал, люди в белом запретили, мол, расскажешь, придется тебя с собой забрать. Снова умирать Ромашка не торопился.

Девчонки с расспросами сильно не приставали. Родители увезли мальчика от греха подальше на далекую заимку колоть дрова. Но был у Ромашки старший брат, и брат этот поехал на заимку, зажал Рому и силой заставил рассказать, что же он на том свете видел. И Ромашка выдал, что было передано ему знание от белых людей в белых одеждах, с чистыми лицами и белыми волосами. После этого Ромашка умер.

Леший ходит в шинели

В другую сторону от Хор-Тагны, на отшибе от главной дороги, вытянулась маленькая Жизневка, белорусско-украинская деревенька. Здесь укоренились обычаи предков и суеверия.

В Жизневке два года назад произошло страшное по жестокости убийство — убили знаменитую лекарку, бабушку Петрусеву. Внучкин муж ударил ее топором тридцать раз.

Лекарку в деревне не очень любили — побаивались. Местные к ней почти и не ходили. Но приезжали на больших красивых машинах мужчины — бабушка эффективно пользовала против мужского бессилия. Ворожила еще, с эпилепсией дело имела, да мало ли еще чего. О бабе Нюре ходила слава даже в Иркутске, даже в обкомовской больнице.

— Но избирательно лечила. Пеших могла просто не принять — не открыть, да и все... — рассказывает местная жительница, заведующая домом досуга Лидия Гаврикова.

У бабушки Петрусевой была устоявшаяся слава — зналась, мол, с лешим. А это, по деревенским поверьям, не иначе как черная магия. Отец лекарки, дед Тихон, тоже кой-чего знал.

— Знал он язык природы, змеи к нему выползали. Сорвал, наверное, цветок папоротника...

И науку свою, видать, передал дочке. Про дружбу с лешим жизневцы заговорили после того, как Петрусева разыскала в лесу пропавшего мужчину. Деревенский повесился в лесу, и долго не могли односельчане его найти, поэтому обратились к бабушке. Бабушка положила хлеб-соль на перекрестке и говорила слова. А потом моментально привела односельчан к трупу.

— Про лешего говорила, что высокий он и в шинели ходит.

Двое детей бабы Нюры трагически погибли. Остались внуки. И вот муж внучкин залез к ней в дом и стал требовать денег, которых бабушка, как подозревают селяне, скопила достаточно.

— Рассказывали мне жизневцы, что вроде неуспокоенная она в могиле, потому что ведовство свое никому не передала. На девятый день соседи в доме ночевали, так страшно все скрипело в доме. В доме этом отказывались жить, — вспоминает Галина Макогон.

Сейчас в доме бабы Нюры живет пожилая женщина. А из лекарок в деревне есть еще добрая баба Галя, лечащая детей.

— Испуг лечит, сглаз снимает. Деньгами никогда не берет...

Белый конь, белый голубь и блуждающие огоньки

Галина Макагон рассказала, что в нескольких деревнях, в том числе в Каратаево, что недалеко от Жизневки, видят белого коня. С давних пор он появляется на задах деревень, на огородах. К чему видится этот конь, что за конь? Для этого отправились мы в то самое Каратаево. И нашли там белого коня. Но настоящего. Не коня даже — кобылу. О призрачном коне никто ничего в Каратаево не знает. Да и знать-то уже некому, осталось тут в длинной узкой деревне несколько семей. В соседней деревне мы нашли старожила, старейшего каратаевца, перебравшегося к родственникам. Но и он ничем нам не помог. Вообще, белый конь — символ света, прихода спасителя, победителя и пр. И в славянской, и в монгольско-тибетской мифологии это хороший символ.

Еще в Заларях говорят о белом голубе. При Столыпине в поселок приехали татары. Проживали они скопом в так называемом Татарском переулке. И была построена в 1910 году для них мечеть. А в 1934 году мечеть разрушили. Когда производили эти кощунственные действия, из окна мечети вылетел белый голубь и исчез в направлении востока. Белый голубь у мусульман священен. В Афганистане есть мечеть, в пределах которой, по преданию, все залетающих голуби становятся белыми.

Из того же разряда — рассказы о блуждающих огоньках. Правда, огоньки эти регулярно, с 60-х годов и до последнего времени, видят очевидцы. Появляются они в пустом и очень большом, в несколько корпусов, больничном комплексе в деревне Тагне — между корпусами, как бы пританцовывая. Недалеко от больницы находится кладбище. А согласно общемировому фольклору, блуждающие огоньки — не что иное, как души умерших неестественной смертью. По славянской традиции, огоньки могут указывать местонахождение зарытых кладов.

Змеиная царица

Бродят по району "змеиные" легенды. 80-летний инвалид, ремесленник дядя Леша Скуденков (так его называют односельчане), помнит девочку, которую заларинцы считали змеиной царицей. Скуденков — рассказчик широкого диапазона — помнит и про знаменитые боярковские валенки, и про старуху, эвакуированную в Залари из Ленинграда, которая съела здесь свою дочь.

В 30-е Скуденков организовывал пионерлагеря. И была в пионеротряде одна девчоночка, неказистая на вид, но обладающая уникальным талантом. Девчонка умела вызывать змей. И себя она называла не иначе, как царицей змей. На гуляниях она бодро предлагала: "Давайте я вам змей вызову". И необычным высоким голосом издавала странные звуки. И змеи действительно ползли. Девчонка их нисколько не боялась. После демонстрации способностей неприглядная девочка стала уважаемой, особенно среди мальчишек.

Это не единственная змеиная легенда. Есть близ Хор-Тагны Яшкина гора, очень красивая осенью. Наверху в горе пещера, куда по преданию змеи сползаются в брачный сезон и свивают там гнезда. Одна девушка решила проверить эти рассказы, поспорила с парнями и пошла туда. Целый месяц она отсутствовала. Нашли ее в пещере, где жила она со змеями и откуда вышла через месяц совсем голая и была не в себе. Мать ее, учительница, перевезла дочь в деревню Моисеевку.

Голова Патушинского

Много историй связано с купцами и с купеческими домами. Троицкий спиртовой завод был основан голуметским купцом Блажинским, который позже продал его в руки товарищества. Заводчики постоянно менялись. Последний владелец — племянник известного иркутского купца-миллионера Патушинского. Был племянник пьющим и безалаберным. Завод держала жена Клавдия Родионова. Во время революции вокруг завода рекой лились и спирт, и кровь. А Патушинский сбежал на Дальний Восток.

В 1934 году в Заларях в качестве заведующего местным здравоохранением осел некий Мызин, бывший политкаторжанин.

— Колобродил, голытьбу водил, — рассказывает Галина Макагон. — Мызин встречался с Патушинским, знал его в лицо. И однажды на Дальнем Востоке произошло убийство. Преступники лишили жизни человека и отрезали ему голову, которую взяли с собой — вроде как из-за золотых зубов. Эту голову привезли в Залари на опознание, и Мызин был единственным, кто смог опознать, что был это тот самый заларинский Патушинский.

Купеческие подвалы ищут несколько поколений

Но самая занимательная и "перспективная" легенда — о заларинских купеческих подземельях.

— Сейчас пролезем туда, в ледник, и вы сами посмотрите... Осторожнее надо — столбы сгнили совсем, — предупреждает Галина Макагон.

Мы лезем в дыру в каменной стене. Галина Макогон показывает нам изнутри старинный двухэтажный лабаз 1903 года постройки, где надеется найти ход.

— Его все ищут с давнишних времен. Еще брат мой пытался.

Для того, чтобы обследовать лабаз, нужно поднять пол. Но пока работать здесь опасно — столбы действительно совсем сгнили. Поэтому директор намерена сперва отреставрировать лабаз до безопасного состояния, а потом уже предаваться увлекательному занятию.

Подземные тайны имеют под собой некую историческую базу. Купцы проживали в Заларях компактно — улицей. Тот лабаз принадлежал купцу Курсанову, сыну совладельца Троицкого спиртового завода, чья дочь Мака была юношеской зазнобой Рокоссовского. Усадьба Курсанова — самая главная отправная точка для искателей. Хотя бы потому, что существуют рассказы очевидцев, натыкавшихся на подземелья в пределах усадьбы. А еще потому, что некогда рабочие-нивелировщики натолкнулись как-то на задах лабаза на подвал с чанами спиртного.

— Упились, конечно.

Предположительно, подземный ход, если таковой существует, соединяет либо купеческие дома между собой, либо только обильное хозяйство Курсанова, его магазины и дома. У Гавриила Курсанова было по селу пять магазинов. Один как раз в усадьбе, напротив лабаза. Рядом усадьбу окружали такие же купеческие дома. Например, двухэтажный дом купца-еврея Якова Швеца знаменит тем, что в нем останавливался самолично русский царь. Дом советская власть разобрала, листвяк, служивший опорой на зыбкой почве, вытащила. На этом месте поставила власть дом для учителей. Мы побывали у жительницы этого дома и осмотрели небольшой подвал в подсобном помещении. В этом подвале — маленьком, в человеческий рост, — явно видны каменные ступени. Куда они ведут, кто знает...