Дрожжевой завод жарит семечки

Власти намерены вынести предприятие за черту города

Еще зимой на сайте одной из консалтинговых компаний была размещена информация следующего содержания: "Продажа бизнеса: ОАО "Иркутский дрожжевой завод". Стоимость: от $4 млн". Однако Игорь Синякин, директор завода, утверждает, что это было сделано лишь с целью изучить спрос. Предложений о покупке не поступало, и завод будет работать, если местные власти вновь не начнут требовать вынести предприятие за черту города.

Дрожжи мешают так же, как и самолеты

По словам Синякина, в списке предприятий, подлежащих выносу за городскую черту, дрожжевой завод далеко не единственный. Там присутствуют и хлебозавод, и аэропорт, и другие объекты.

— Так как существует такое постановление, нам даже не хотели продлевать лицензию на производство дрожжей, — говорит Игорь Валерьевич. — Вот на год пока продлили, но сказали, что нужно завод переносить. Понятно, что на это требуются просто немыслимые деньги.

Игорь Синякин стал одним из основных акционеров завода в 2004 году. Передать акции нынешнему владельцу сотрудники предприятия решили из-за угрозы захвата. Среди захватчиков назывались и москвичи, и местные — ЗАО "Иркутский хлебозавод". Последнего работники дрожжевого производства отчего-то особенно боялись. "Там текучка, нет традиций, все будет плохо", — такие ходили разговоры.

В результате, чтобы сохранить предприятие, коллектив продал акции человеку, который сотрудничал с заводом и считался как бы своим. Синякин традиции завода сохранил и даже преумножил — с этого года предприятие начало жарить семечки.

Сухой закон браге во благо

Дрожжевой завод был основан в Иркутске в 1927 году на базе пивоваренного завода, построенного в 1893-м. Поначалу дрожжи производили из зерна, а с 1950-го перешли на другое сырье — мелассу, отходы свеклосахарного производства.

В 1985-м на заводе была завершена реконструкция, и мощность предприятия значительно возросла — до пяти тысяч тонн дрожжей в год.

Продукция завода в то время была весьма востребована. Во-первых, люди потребляли много хлеба, во-вторых, хлебом кормили и скот в хозяйствах, и живность в зверосовхозах. Но самую, наверное, главную роль в расцвете производства тогда сыграл сухой закон. Народ варил самогон, и дрожжи пользовались огромным спросом.

Потом спрос на продукцию начал постепенно снижаться — люди стали потреблять гораздо меньше хлеба, скот и зверей вообще лишили этого лакомства, заниматься самогоноварением народ практически перестал, да еще появилась конкуренция — рынок заполонили сухие дрожжи производства Франции, Греции, Турции, Китая.

Некоторые хлебозаводы, основные потребители дрожжей, частично перешли на импортное сырье. Кроме того, расширился ассортимент хлебобулочных изделий, и многие их виды стали готовить из бездрожжевого или слоеного теста.

И хотя наш дрожзавод единственный на всю Восточную Сибирь и Дальний Восток и поставляет свою продукцию в Республику Бурятию, Читинскую область, Хабаровский и Приморский края, даже на отдельные пекарни Красноярского края (там есть свой завод), объемы производства ему пришлось заметно снизить.

Дрожжи с йодом для народа

Сейчас предприятие работает в половину мощности, но продолжает выпускать йодированные дрожжи, которые были внедрены в производство в 1999 году, согласно программе профилактики йоддефицитных состояний человека. Производство это затратное, и было бы прибыльнее выпускать обычные дрожжи, но завод продолжает заботиться о здоровье населения себе в убыток.

— Чтобы убедить людей, что дрожжи с йодом ничем не отличаются от обычных, нам пришлось провести неимоверную работу, — вспоминает Галина Калашникова, начальник производства. — На хлебозаводах утверждали, что йодированные дрожжи хуже поднимаются, люди говорили, что они портят вкус выпечки, не подходят для самогона и вообще вредны. Мы ставили на заводе эксперименты — заводили йодированные дрожжи и обычные, и время подъема было одинаковым. Ставили и брагу, чего только не делали, и в конце концов убедили. Тем не менее противники йодированных дрожжей остались, и специально для них мы производим дрожжи обычные — это процентов 7—9 от общего объема производства.

В 90-е же годы завод начал выпускать биологически активные добавки — дрожжелезин и йод-дрожжелезин. Однако с появлением разрекламированных йодомарина и йодантипирина спрос на местные добавки упал, и сейчас завод БАДы не производит.

Крепкие традиционные напитки теперь не в моде

В настоящее время, помимо обычных хлебопекарных дрожжей, завод выпускает дрожжи "Супер" и "Хмельные". "Хмельные" предназначены для приготовления крепких напитков в домашних условиях, но особой популярностью не пользуются, даже несмотря на предлагаемый рецепт:

"В 38 литрах теплой воды развести 9 кг сахара и 800 г дрожжей. Дать настояться в теплом месте 3 дня. Затем добавить 1 кг сахара и 200 г дрожжей, 0,5 стакана пшена, 4 шт. вареного картофеля (размять на кусочки). Через 4 дня напиток выбраживается, хотя и не дает пену. Далее напиток следует отфильтровать через марлю, добавить 1 чайную ложку марганцовки, и через три дня напиток готов к употреблению Выход продукции: 10 литров с крепостью 78 градусов".

Галина Калашникова говорит, что помимо крепких напитков на "Хмельных" хороши будут и квас, и хлеб. Однако с разрекламированными сухими дрожжами заводу тягаться становится все труднее.

Специалисты утверждают, что хлеб, приготовленный на сухих дрожжах, крошится, имеет огромные пустоты внутри и быстро черствеет. Свежие же прессованные дрожжи содержат витамины и аминокислоты, необходимые организму, а приготовленный на них хлеб долго не черствеет и приобретает особый аромат.

Особый, но несколько иного характера аромат распространяет и сам дрожжевой завод. Специфический запах стоит по улице Бограда и Цесовской Набережной. Сотрудники предприятия говорят, что производство дрожжей не считается вредным — даже в самом цехе люди работают без каких-либо средств защиты. А что касается охраны окружающей среды, то на заводе установлены очистные сооружения.