Новый избирательный закон оказался очень коммунистическим

Еще не так давно каждая политическая инициатива Кремля воспринималась очень бурно. Пикеты там, лозунги, демонстрации... Лидер оппозиции на танке или хотя бы крыше автомобиля... Конечно, можно спросить: а есть ли она, оппозиция? Касьянову, например, сейчас не до пикетов — ему бы от обвинений единоросса Хинштейна отмыться. Ходорковский — оппозиционер поневоле — в тюрьме сидит. К Каспарову на баррикаду разве что Крамник с Вишванатаном Анандом заберутся — не та это фигура, чтобы оппозицию возглавлять.

Спросите, а зачем пикеты? Что случилось-то? А случилось вот что. Состоялось принятие Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ". Во вторник закон был опубликован в "Российской газете", значит, он вступит в силу 6 августа. И начнется у нас новая жизнь.

Изменений, которые вносит федеральный закон в выборную систему, на первый взгляд, не так уж много. Однако они достаточно существенные. Во-первых, выборы в Государственную думу теперь будут проходить только по партийным спискам. Одновременно вступает в силу запрет о формировании партийных блоков, объединений и прочих союзов. Понятно, что все эти меры значительно уменьшат политические перспективы таких партий, как СПС или та же многократно раздробленная "Родина".

Многие наблюдатели при этом прямо указывают на то, что эта поправка означает окончательное прощание с идеологией начала 90-х. Тогда даже слово "партийность" казалось чуть ли не бранным, а вот "движение", "платформа", "блок" были символами новой эры государственного устройства. Сейчас идет возврат к старым, доперестроечным ценностям — мы уже говорили об этом возврате в культуре, кинематографе, моде. Вот настала очередь и политики.

Однако напомню тем, кто подзабыл светлые советские времена: даже тогда формально страной управлял "блок коммунистов и беспартийных". Сейчас беспартийным путь в политику заказан.

Во-вторых, на два процента увеличивается порог, необходимый партии для прохождения в органы власти, — с 5% до 7%. Еще один удар по мелким, несформировавшимся партиям и движениям.

В-третьих, субъектам Федерации разрешается не включать в избирательные бюллетени графу "Против всех". И у меня есть большое подозрение, что этой возможностью регионы воспользуются. Надо полагать, усиливающая в стране волна протестного голосования (наш Ангарск в этом плане — чемпион. Там "Против всех" один раз уже победил) стала существенно тревожить Кремль — и там пошли на такие вот хирургические меры.

В-четвертых, минимальный порог явки избирателей понижен с 25% до 20%. Впрочем, есть оговорка, что на федеральные выборы порог может быть повышен, а на местные — отменен вообще. Помнится, кто-то из местных политиков на вопрос журналиста о возможной отмене порога явки избирателей прямо аж вздыбился: да вы можете такие вопросы задавать? Это же нонсенс — вот придет на избирательный участок один человек, олигофрен какой-нибудь, и что, он выберет депутата? Вот, пожалуйста, теперь возможность выбора депутата отдельно взятым олигофреном узаконена.

После отмены губернаторских выборов нынешние изменения не столь заметны, однако заслуживает внимания то обстоятельство, что все они направлены в одни ворота — чтобы максимально облегчить партии власти свое дальнейшее пребывание на вершине политического олимпа.

Раньше была очень популярна фраза о том, что "даже кухарка может управлять страной", приписываемая Ленину. Этот тезис о кухарке в течение долгого времени был неким знаменем, которое советские идеологи вытаскивали, начиная говорить о демократии в СССР.

Рассмотрим гипотетическую возможность современной кухарки стать депутатом Госдумы. Для начала ей обязательно надо вступить в какую-нибудь партию, поскольку одномандатников больше не будет. Причем СПС или социалисты — то есть те партии, где наша кухарка смогла бы добиться максимального роста по партийной лестнице — скорее всего, не подойдут, поскольку в одиночку, без создания блока, они семипроцентный барьер не преодолеют. Значит, нашей потенциальной депутатке надо будет либо сломать свою психику и идти в ЛДПР, либо идти доказывать аграриям свою тягу к земле. В "Единую Россию" тоже можно пойти, но если кухарка не дочь местного олигарха или мэра крупного МО, места в партийных списках ей не видать.

Более или менее перспективный вариант — это коммунисты. Так что, нам стоит теперь ждать увеличения численности коммунистической партии?