Губернатор Иркутска — мушкетер Лебедев

Управлял городом три года и обучал жителей меткой стрельбе

В Иркутском художественном музее хранится много портретов, на которых изображены сановные лица. Среди них портрет иркутского военного губернатора Николая Лебедева, написанный в 1803 году неизвестным художником. Очевидно, он является единственным изображением генерала, сохранившимся до наших дней. Художник, написавший его, не обладал высоким уровнем мастерства, но, тем не менее, несомненно, не был лишен дарования. При некоторых искажениях в передаче пропорций фигуры и ошибках в изображении орденов, художнику удалось создать образ сурового, закаленного в многочисленных боях и походах генерала, в облике которого чувствуется скрытая энергия и потребность деятельности.

Портрет Николая Петровича Лебедева — военного губернатора Иркутска.

Тринадцатилетний сержант

Родился Николай Лебедев, очевидно, в 1750 году, ибо в его послужном списке указано, что "на июня 3-го дня года 1803-го полных лет ему — 53". Происходил же он "из российских дворян Смоленской губернии и того же уезда, где в селе Третьяковка состояло за ним недвижимое имение и крестьян 70 душ". Образование он получил, видимо, домашнее, поскольку в графе, где приведены сведения о знании каких-либо наук, указано коротко: "По-российски и немецки читать и писать умеет и часть математики, гиштории, географию и закон Божий знает".

В военную службу он поступил рано, тринадцатилетним подростком и зачислен сержантом в Санкт-Петербургский мушкетерский полк 1 октября 1763 года, а 1 января 1765 произведен в первый офицерский чин прапорщика. Служа в том же полку, через три года, 1 января 1768 года, произведен в подпоручики, а 1 января 1770 года — в поручики. Чины эти были даны ему за боевые отличия в боях с польскими конфедератами на территории тогдашнего Польского королевства.

В 1771 году полк перебросили в Молдавскую армию и включили в состав отряда, находившегося под командованием генерал-майора Вейстмана, одного из лучших военачальников русской армии, которого А.В. Суворов считал по военным дарованиям и храбрости выше себя. Здесь Лебедев участвовал в боях с турками. За отличия Лебедева произвели 1 января 1772 года в капитан-поручики. Затем в 1773 году он участвовал в осаде сильной турецкой крепости Силистрии и был тяжело ранен, как сказано в формуляре, "отломком турецкой мортирной бомбы, пущенной из крепости".

От капитана до генерал-лейтенанта

В 1774 году Лебедев участвовал в походах в Крым и за храбрость, проявленную при штурме Перекопа, получил звание капитана. За взятие Бахчисарая, Феодосии, Керчи и очищения Крыма от турок произведен в секунд-майоры. Он участвовал также в различных походах и экспедициях за Кубань и Терек "противу непокорных горских племен" во второй русско-турецкой войне 1787—1791 годов.

Особенно отличился Лебедев в бою с крупным отрядом турков и соединившихся с ними черкесов и чеченцев в Убинском урочище 26 сентября 1788 года. В этом сражении он получил ранение в руку и голову, но, перевязавшись, вернулся в строй и оставался на своем месте до конца сражения. Турки и горцы были разбиты наголову. О храбрости Лебедева доложили в Петербург и он получил звание подполковника и 100 червонцев.

Дальнейшая его карьера складывалась удачно. При Павле I Лебедева произвели в генерал-майоры, а потом и в генерал-лейтенанты. За участие в Персидском походе русских войск под командованием графа В.Зубова и за храбрость, проявленную при штурме Дербента, был награжден золотой шпагой с надписью "За храбрость" — крайне редкой в то время боевой наградой.

В 1797 году он во главе Селенгинского мушкетерского полка отражал набег иранских войск в Грузию и особенно отличился в бою при реке Иори, где были разбиты намного превосходившие силы русских и грузин иранские части. Он служил военным комендантом Оренбурга, Тобольска и везде проявил себя с лучшей стороны.

Назначение в Иркутск

После вступления на престол Александра I с 6 января 1803 года Лебедев — иркутский военный губернатор. Первое, что он сделал на новом месте, — объехал все находившиеся на территории губернии рудники и заводы, где добывалось золото, цветные металлы и другие полезные ископаемые. После этой поездки Лебедев распорядился улучшить условия работы вольнонаемных рабочих и установить более совершенное оборудование.

Посетил Лебедев и пограничные с Китаем укрепления и приказал перестроить некоторые из них, пришедшие в негодность. Стараниями Лебедева были приглашены в Иркутскую губернию топографы для производства съемок восточных пределов губернии и составлении карт. Лебедев устроил в Иркутске военную гарнизонную школу для детей унтер-офицеров и солдат Иркутского гарнизонного полка, а для детей чиновников, купцов и жителей города существовавшее двухклассное училище преобразовано в четырехклассное.

В городе построено новое здание военного госпиталя и улучшено состояние улиц. Предполагается строительство казенных зданий. Лебедев обратил внимание и на ремонт основных дорог в губернии, были построены новые мосты и исправлены существующие. В конце 1806 года Лебедев получил известие о наборе в России ополчения для усиления войск, сражавшихся с французами. Он распорядился сформировать из добровольцев — жителей Иркутска и ближайших окрестностей — батальон в составе 600 человек, обученных меткой стрельбе.

Батальон этот в феврале 1807 года отправился в европейскую часть России, но достиг только Казани. По распоряжению, прибывшему из Петербурга, его направили на Кавказ для усиления русских войск, ведущих боевые действия с иранской армией.

Лебедев провел сбор пожертвований на армию. Сумма сбора достигла 26 тысяч рублей — по тем временам весьма значительные средства. За это Лебедев получил особую золотую медаль, учрежденную по случаю сбора ополчения в 1806—1807 годах, а также получил от царя орден Святой Анны 1-й степени при особом благоволительном рескрипте.

Однако 16 августа Лебедев вышел по болезни в отставку, которая дана была ему, как значится в формуляре, "с мундиром и пенсионом полного жалования". Выйдя в отставку, Лебедев уехал в свою деревню под Смоленском, где и прожил более-менее спокойно до того времени, когда Наполеон вторгся в Россию.

Командующий ополчения

Еще до обнародования 6 июля 1812 года Манифеста о созыве народного ополчения Николай Лебедев создал из отставных солдат и унтер-офицеров, проживавших в Смоленске, а также из лесников и объездчиков ближних к городу лесов и своих крестьян и дворовых слуг роту в 200 человек, вооружив вошедших в нее ополченцев ружьями, купленными на свои средства. Затем из городских жителей — торговцев, ремесленников и крестьян — Лебедев сформировал пеший отряд численностью около 500 человек.

Этот и другие отряды стали костяком смоленского ополчения. Уже 20 июля в Смоленске, Духовщине и Дорогобуже находилось 11 тысяч ратников. Вооружить огнестрельным оружием удалось не более 5000 тысяч человек. Ружья, полученные из смоленского арсенала, большей часть были неисправны. Тогда Лебедев силами городских ремесленников, отставных солдат, унтер-офицеров отремонтировал в короткий срок около 2000 тысяч неисправных ружей и пистолетов. Остальные вооружались чем придется. Начальником смоленского ополчения по желанию смоленского дворянства был назначен Николай Лебедев.

Первым делом Лебедев выделил из общей массы ополчения части лучше вооруженные и обученные, свел их в одну группу и расположил ее в самом Смоленске. Кроме того, приказал устроить земляные укрепления на подступах к городу и привести в готовность земляной Королевский бастион. Меры, принятые Лебедевым к усилению обороноспособности города, были правильны и своевременны. Он был удостоен благодарности главнокомандующего соединившимися в Смоленске армиями М.Б.Барклая де Толли.

Во время сражения за Смоленск ополченцы под командованием Лебедева участвовали в отражении атак наседавших французов, и число убитых и раненых среди них достигло 500 человек. Особенно отличились они при отражении французской атаки на королевский бастион. Пользуясь знанием местности, они провели во фланг атакующим французам Сибирский и Иркутский драгунские полки, контратаковавшие пехоту корпуса Нея и заставившие французов отступить с большими потерями.

За деятельность по формированию Смоленского ополчения меры, принятые к подготовке Смоленска к обороне, мужество и храбрость, проявленные при защите города, Лебедев по представлению Барклая де Толли был награжден орденом Святой Анны I степени, и Александр I объявил ему в отдельном указе свою благодарность.

Последняя битва генерала при Бородино

Особо много трудов выпала на долю ополченце при подготовке к Бородинскому сражению. Они строили полевые укрепления на Бородинском поле: Шевардинский редут, батарею на Утицком кургане, Масловские флеши и артиллерийские батареи у Бородина и Горок.

Остальные ополченцы изготовили деревянные носилки, предназначавшиеся для выноса с поля боя раненых солдат и офицеров. Перед началом сражения около 8 тысяч ратников Смоленского ополчения разместились между боевыми порядками русских войск, для выноса раненных. При этом особым приказом М.И.Кутузов запретил солдатам регулярных полков и батальонов покидать свои места для выноса раненых, поскольку дело это должны были исполнять только ополченцы.

В Бородинском сражении погибло и было ранено около двух тысяч смоленских ополченцев. Всех участвовавших в сражении ратников ополчения наряду с солдатами регулярных войск наградили пятью рублями на человека, 80 наиболее отличившихся ратников получили солдатские Георгиевские кресты, также получили награды 30 штаб- и обер-офицеров ополчения.

Николая Лебедева представили к ордену Св. Владимира 3-й степени со звездой, но награду эту получить он не успел, ибо после Бородинского сражения тяжело заболел. Его отправили в Калугу, где он и умер 6 января 1813 года, не дожив до 63-летия. Так завершил свой славный боевой путь этот заслуженный и храбрый генерал, участвовавший во многих войнах и сражениях.

  • Справка "СМ Номер один"

Мушкетеры — солдаты, вооруженные мушкетами, — вошли в состав европейских войск с XVI столетия. Во Франции при Людовике XIII королевские мушкетеры являлись частью гвардейской кавалерии из дворян, составлявших охрану короля. В России мушкетерские полки появились при Петре I. Согласно статусу они шли вслед за Преображенским и Семеновским полкам — гвардией императора. Являлись элитными воинскими частями царской России.

В статье исползованы материалы альманаха "Сибирь"