Сладкая жизнь Иркутска закончилась

Кондитерские фабрики "Губернская" и "Иркутская" прекратили свое существование

Кондитерская фабрика "Иркутская", расположенная в самом центре Иркутска, на улице Партизанской, выглядит так, словно недавно пережила бомбежку. По информации из осведомленных источников, скоро одна из старейших кондитерских фабрик столицы Восточной Сибири, работавшая на благо иркутян с 1943 года, навсегда исчезнет с лица земли. На месте бывшего сладкого царства появится очередное сооружение из стекла и картона, поделенное на множество офисов, бутиков и залов, и каждый арендатор площадей начнет приносить новым собственникам стабильный доход. Впрочем, у нового руководства фабрики на этот счет есть свое мнение.

Досуг вместо конфет

Строители, работающие на объекте, сотрудники городской администрации и бывшие труженики конфетного предприятия озвучивают разные версии того, что будет на месте кондитерских цехов: развлекательный или торговый центр, мебельный салон... А генеральный директор ЗАО "Кондитерская фабрика "Иркутская" Андрей Литвинцев настаивает на том, что на предприятии идет реконструкция, — поступит новое оборудование и фабрика заработает.

Однако, из источников, близких к официальным, стало известно, что фабрика действительно продана и ни о каком конфетном производстве речи давно не идет. За покупателями стоят московские структуры, которые и вознамерились превратить территорию "Иркутской" в доходный дом.

Согласно планам, на улице Партизанской будет построен досуговый центр, часть площадей оборудуют под офисы и торговые залы.

Когда-то "Иркутская" выпускала свыше ста наименований различных кондитерских изделий — карамель, зефир, шоколадные конфеты, пряники, вафли и знаменитые "Птичье молоко" в коробках.

Три года назад бывший директор фабрики и большинство ее сотрудников продали свои акции. Одним из основных акционеров стал Андрей Литвинцев.

По словам Андрея Борисовича, фабрика ему досталась в плачевном состоянии — оборудование 30—50-х годов не позволяло конкурировать на быстро развивающемся прянично-шоколадном рынке.

— Мы частично обновили оборудование, запустили новую карамельную линию, и за три года работы стали лидерами пищевой промышленности, — говорит Литвинцев. — Зарплату работникам подняли в два с лишним раза... Сейчас фабрика действительно не работает, но это временно. До Нового года планируем запустить производство, потому что Новый год — это единственное время, когда фабрика может приносить прибыль.

Андрей Борисович не отрицает, что информация о продаже "Иркутской" была размещена в Интернете. Земельный участок площадью 5788 квадратных метров, четырехэтажный конфетно-вафельный цех и другие постройки предлагалось купить за $2 700 000. Причем в предложении было указано, что покупатель может развивать существующий бизнес, а может распорядиться участком и помещениями по-иному, например открыть развлекательный центр.

Однако Литвинцев продолжает утверждать, что фабрика не продана, а реконструируется.

"Губернская" отдыхает

В этом году в столице Восточной Сибири прекратила свое существование еще одна кондитерская фабрика — "Губернская". Так же как и "Иркутская", она была построена в 40-х годах и выпускала достаточно широкий ассортимент кондитерских изделий — от пряников до шоколада.

"Губернская", в состав которой помимо цехов, расположенных в предместье Рабочем Иркутска, входили Тулунская кондитерская фабрика, Заларинский, Зиминский и Куйтунский пищекомбинаты, находилась в составе Иркутскпищепрома.

В 2003 году Иркутскпищепром оказался в группе компаний "Ренова", и практически сразу "Губернская" выделилась в отдельное ЗАО.

Поначалу фабрика реконструировалась — запускались новые линии, например по производству плиточного шоколада с высоким содержанием какао-бобов. Однако сейчас фабрика закрыта. Производства нет ни в Иркутске, ни в других подразделениях предприятия.

Отдельные сотрудники фабрики заявляют, что "Губернская" пока просто отдыхает, набирает силы. Но на фоне полной разрухи такие заявления выглядят весьма неубедительно.

Другие источники утверждают, что фабрика продана. Причем распродали ее по частям, и у каждого филиала "Губернской" — в Зиме, Заларях, Куйтуне — будет свой собственник. Ни в Иркутскпищепроме, ни в "Ренове" ситуацию не комментируют.

В администрации Иркутска не видят ничего страшного в том, что отдельные предприятия пищевой промышленности города закрываются: рынок насыщен кондитерскими изделиями, население не пострадает. Чиновники в дела частных собственников не вмешиваются, и эти собственники распоряжаются имуществом как пожелают.

О том, как отразится исчезновение двух крупных предприятий пищевой промышленности на валовом региональном продукте, никто, наверное, и не думает, ведь доля "пищевки" в ВРП всегда была небольшой. И тем не менее — урон экономике Иркутской области будет нанесен серьезный.

В городе Иркутске осталась только одна кондитерская фабрика — "Ангара". Предприятие пока держится и даже наращивает обороты. Но, по выражению директора "Ангары" Александра Гидаспова, ситуация на фабрике — как на подводной лодке. И корень зла, по мнению Александра Константиновича, находится в Америке.

— По планам Пентагона — без единого выстрела уничтожили великую державу, — говорит Гидаспов. — Один за другим были разрушены предприятия тяжелой и легкой промышленности, теперь пришла очередь промышленности пищевой. В один год в Иркутске не стало двух фабрик. Идет настоящая война, но все об этом молчат. Каждый год мы теряем население, теряем предприятия. Это американская политика. Толкают нас теперь в ВТО, чтобы русские люди покупали некачественную продукцию, а сами ничего не производили.

В России начался второй передел собственности

Другие специалисты считают, что корень зла в настоящее время не американцы, а рейдеры — люди типа героя Ричарда Гира в фильме "Красотка", захватчики предприятий.

По словам Нонны Бархатовой, директора Центра развития малого бизнеса, сейчас в России начался второй передел собственности (первый, как известно, произошел во времена приватизации). А новый передел производится как раз рейдерами — белыми, серыми и черными. Только в 2003 году в России было зарегистрировано 2000 захватов.

Рейдерские структуры зачастую именуют себя инвестиционно-консалтинговыми группами. Существуют крупные, средние и мелкие рейдеры. Одни специализируются на ОАО и ЗАО, другие предпочитают ООО.

Несколько лет назад для поглощения широко использовался механизм банкротства, но новая редакция Закона "О несостоятельности (банкротстве)" осложнила такую процедуру. Поэтому сейчас главный инструмент рейдера — "кривые" меры. Сценарий игры таков: с подачи рейдера некий акционер вчиняет предприятию иск за нарушение каких-либо прав, и пока суд да дело — рейдеры начинают атаковать. С помощью иска акционера, имеющего всего одну акцию, блокируется крупный пакет, парализуется деятельность предприятия.

Функция рейдера — создать предприятию максимальное количество проблем, финансово истощить его, а затем по дешевке забрать у собственников и продать с тысячекратной прибылью через подставные компании-однодневки.

Сами рейдеры называют себя санитарами леса. Они производят чистку бизнеса, а запуганные ими жертвы предпочитают бояться и молчать. По мнению Нонны Бархатовой, молчать ни в коем случае не следует — коррупция любит тишину, поэтому нужно кричать как можно громче.