Комета заразила регион радиацией?

Центропресса сообщила, что жители Иркутской области травятся радиоактивными компотами и супами

На следующей неделе стартует четвертая и последняя экспедиция к месту падения Витимского болида. Ученые иркутских институтов геохимии и солнечно-земной физики посетят Бодайбинский район. Тем временем лавры первооткрывателя сенсации до сих пор не дают покоя различного рода неадекватным личностям. Ровно неделю назад в одном из центральных печатных изданий вышла статья "Щи из кометы", содержащая сенсационные факты, подкрепленные комментариями реально существующих авторитетных лиц.

Страсти по Витимскому болиду

По утверждению представителей общественного объединения "Космопоиск", они не только полтора года назад нашли следы упавшего гигантского тела, но и отравились за водой из талого льда, на которой члены экспедиции готовили себе пищу.

  • Постоянный консультант "Космопоиска" Евгений Дмитриев заявляет, что в пробах льда была обнаружена крайне высокая концентрация радиоактивного элемента трития, который придавал воде горький вкус. Кроме того, в воде специалисты "Космопоиска" обнаружили "очень много кобальта и цезия". В результате члены экспедиции получили острое кишечное отравление. И теперь радуются, что дело не дошло до радиационной болезни.

Напомним, что экспедиция "Космопоиска" побывала в мае 2003 года в Бодайбинском районе нелегально. В нарушение договоренности о совместной работе с общей группой исследователей, представители "Космопоиска" отправились в район самовольно.

В результате своих пиратских действий в произвольно выбранном районе тайги они заявили, что нашли эпицентр падения болида и обнаружили его обломки. Теперь оказывается, что они брали пробы воды (о которых, к слову сказать, молчали полтора года, прошедшие со времени их "экспедиции"), где и обнаружили радиоактивное вещество.

Поисковики отравились грязной водой

По словам сотрудника Комитета по метеоритам Дмитрия Бадюкова, в телефонных разговорах глава "Космопоиска" Вадим Чернобров неоднократно обещал принести образцы найденных ими фрагментов Витимского болида. Но, разумеется, так и не привез, каждый раз отговариваясь тем, что отдал их куда-то на анализ (хотя наиболее компетентными анализами занимается собственно Комитет по метеоритам).

— Мы разговаривали об этом с Дмитрием, — рассказал директор обсерватории ИГУ и участник всех экспедиций к месту падения метеорита Сергей Язев. — В Комитете по метеоритам к Черноброву относятся так: он не ученый, и не стоит его воспринимать всерьез. Но вдруг действительно что-нибудь найдет и принесет! Однако от Витимского болида он так ничего и не принес. И это естественно: Чернобров не может не понимать, что те камни, которые он показывал по телевидению, специалисты немедленно забракуют: никакого отношения к метеориту они не имеют.

И вот новая сенсация — радиоактивный тритий в Мамско-Чуйском районе.

Надо сказать, что экспедиция "Космопоиска" и экспедиции иркутских ученых проходили приблизительно в одном районе тайги — северо-запад Мамско-Чуйского района, на границе с Бодайбинским районом. Наши также брали анализы грунта, воды и вытопленного из снега сухого осадка. Начальник второй экспедиции Виктор Антипин из Иркутского института геохимии прокомментировал, что пробы воды оказались без примесей необычных химических веществ: чистый снег в пределах обычного экологического загрязнения. И никакого трития, кобальта или цезия.

Более того, Сергей Язев утверждает, что иркутские ученые, бывшие приблизительно в тех же местах за месяц до "Космопоиска", пользовались для приготовления пищи именно топленым снегом — это была чистейшая вода.

— Чернобров был в тайге ближе к концу мая, верхний чистый слой снега уже растаял, и в тайге была талая вода, собравшая на себя всю заразу с земли — гниль, фекалии животных. Нас охотники в Маме предупреждали, что такую воду нужно обязательно кипятить, а лучше ее вообще не использовать. Так что "космопоисковики" отравились не тритием и кобальтом, а просто некипяченой грязной водой, — комментирует Сергей Язев.

В Бодайбо все спокойно

Впрочем, по словам координатора "Космопоиска" Вадима Черноброва, отравились не только члены экспедиции.

  • Он утверждает, что все население Мамско-Чуйского района, бравшее воду из колодцев и рек, долго чувствовало сильное недомогание. "Из горьковатой воды люди варили компот и суп, а через несколько часов начинались боли в животе, рвота, головные боли и судороги", — заявляет он.

Довольно странно выглядит утверждение, что метеорит, упавший где-то далеко в тайге, уже несколько лет травит людей на севере области радиацией и токсичными кобальтом и цезием, неизвестным образом попавшими в водопровод.

По крайней мере, главный врач ЦРБ Мамы Тамара Чекашкина упрямо утверждает:

— Ничего подобного у нас не было и нет. Я не знаю про мутации растений, а про людей могу сказать довольно точно: уровень всех заболеваний — и онкологических, и хронических, и гипертонических — находится на одном уровне последние несколько лет.

Ее коллега, заместитель главного врача Бодайбинской ЦРБ Лилия Ковлешенко, также категорически утверждает: ни всплеска необычных заболеваний, ни обострения хронических и прочих заболеваний, ни вообще никаких всплесков каких бы то ни было заболеваний в Бодайбинском районе не наблюдалось в течение двух лет, следующих за падением Витимского болида.

Что сказал Кауров

Но самое неожиданное заявление Черноброва состоит в следующем: "До сих пор, свидетельствует главный санитарный врач Иркутской области Петр Кауров, у некоторых сохраняются признаки вялотекущей интоксикации организма.

— Мы проводили биохимические анализы крови пострадавших, — приводит Чернобров слова Каурова. — Выводы нас удивили: концентрация солей радиоактивных металлов в крови выше нормы в 5—10 раз. Ничего подобного в моей многолетней практике встречать не приходилось. Такое было бы возможно, если бы пострадавшие оказались в эпицентре каких-нибудь ядерных испытаний. Но, насколько мне известно, никаких ядерных полигонов в тех краях никогда не было".

Петр Константинович, к которому мы обратились за комментарием, воспринял "свои" слова с недоумением и негодованием:

— Ко мне никто по поводу падения метеорита никогда не обращался, и я нигде никогда такой чуши не говорил! Мы проводим постоянный мониторинг по радиоактивности и многим другим показателям по всей области, в том числе и в Мамско-Чуйском районе. За последние годы ни до, ни после падения метеорита радиационная обстановка не изменилась. Она благополучная.

Пресс-секретарь территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области Людмила Артемьева сделала по просьбе нашей газеты официальное заявление:

— Главный санитарный врач по Иркутской области Петр Константинович Кауров никому комментарии по этому вопросу не давал. Эта прямая речь ему просто приписана, и мы были очень поражены тем, что именно от его имени было написано и опубликовано. В этой публикации вымыслы и очень много некомпетентности. В частности, мы не проводим никаких биохимических анализов крови — этим занимаются специализированные лечебные учреждения. Подобных анализов не проводилось по причине отсутствия так называемых потерпевших. Эти люди приехали из Москвы, без согласования с администрацией района, без запасов воды. По моему мнению, все эти желудочно-кишечные расстройства были вызваны отсутствием личной гигиены среди членов экспедиции.