Емеля на печи и потребительское кредитование — две мечты русского человека

Любопытные данные обнародовала на днях социологическая организация под названием ROMIR Monitoring. По сведениям этого самого мониторинга, четверть россиян за последний год воспользовались потребительским кредитом и каждый пятый заемщик был вынужден ежемесячно расходовать на погашение займа более 26% семейного бюджета. Иными словами, каждый пятый россиянин добровольно загнал себя в долговую яму.

Социологи указывают и причину такого явления. Во-первых, считают они, это бедность населения. Во-вторых, это тарифная политика банков, которые предлагают кредиты со столь запутанными условиями, что понять истинную кредитную ставку по силам лишь опытному финансисту. Соответственно, заявленная ставка — например, 25% годовых — после оформления комиссионных и всех прочих необходимых платежей может превратиться в 70—75%.

Эти хитрости банков, в принципе, всем известны. В Иркутской области, например, уже имел место легкий скандалец, связанный с потребительским кредитованием. Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей комитета по потребительскому рынку администрации Иркутской области, вот уже около полугода находится на переднем крае борьбы с недобросовестностью иркутских банков. На недавней пресс-конференции он сообщил такие сведения: в 2004 году в отдел по защите прав потребителей поступило 14 жалоб от иркутян, связанных с кредитованием, в 2005 году таких обращений было уже 40. Суть жалоб одна: банки заявляют одни ставки кредитования, на деле же проценты оказываются существенно выше.

Как известно, Закон "О банках и банковской деятельности" не предусматривает обязательного предоставления банками реальной информации, чем они и пользуются. Однако, несмотря на это, Виктор Низовцев взял на рассмотрение несколько жалоб иркутян. "Если не удастся решить конфликты в досудебном порядке, мы обратимся в суд", — заявил Виктор Низовцев на одной из своих пресс-конференций.

Несмотря на то что банковские хитрости стали достоянием масс и они, эти массы, прекрасно об этих хитростях знают, к местам оформления потребительского кредитования не зарастает народная тропа. По данным Центробанка, объемы потребительского кредитования в среднем по России выросли за последний год в два раза. А Иркутская область вообще находится в числе лидеров. У нас количество потребительских кредитов увеличилось в пять раз.

Стремление оформить заведомо невыгодный кредит напоминает желание сыграть в когда-то очень модную уличную игру в колпачки. Все знали, что угадать, где спрятан шарик, в принципе невозможно, но все играли и проигрывали гигантские суммы.

Причина популярности всех этих схем, безусловно, кроется в особенностях русского менталитета — особой, какой-то патологической страсти к халяве. Страсть эта прививалась народу издревле. Достаточно вспомнить сказку про Емелю и щуку. Мечта русского мужика — сидеть на печи, есть калачи, а счастье само в руки идет. Даже гигантская репка-мутант у дедки выросла на халяву. "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая" — никаких действий, как видим, дед для достижения своего агрорекорда не предпринимал.

Стремление к халяве выражается и в безумной радости русского человека, когда ему удалось кого-то кинуть, даже пусть на сравнительно незначительную сумму.

Помню, в свое время меня поразил рассказ про одну сельскую продавщицу, опубликованный, кажется, в "Комсомолке". Женщина отпускала товар в долг, а когда в сельмаг пришла проверка, обнаружилась недостача. Никто из селян не стремился внести деньги, и женщину осудили за растрату. Корреспондент посетила деревню, и почти все должники с упоением рассказывали, как кинули продавщицу: кто на 80 рублей, кто на полтинник. Такая вот радость была на селе.

Предполагаю, как русофилы сейчас встрепенулись: при чем тут русские? Страсть к халяве присуща всем народам. Например, те же американцы играют во все лотереи, какие только возможно. А живет в кредит вообще весь цивилизованный мир.

Все это, безусловно, так. Но, играя в лотерею или оформляя кредит в банке, американец точно знает, что его никто не обманет. Что заявленная процентная ставка никак не изменится, а в лотерее, если не выиграет он, обязательно победит кто-то другой. И, не дай бог, у него появится какое-то смутное сомнение в порядочности организатора лотереи — американец не потратит даже и десяти центов.

Русский же человек будет продолжать тратить деньги. Он будет знать, что это кидалово, но страсть к халяве обязательно победит. И не беда, что банковский кредит явно неподъемный, — а вдруг появится еще одна халява, которая покроет расходы по первой халяве?