В сибирских отделениях РОСТО воруют просто

Суд над бывшим председателем РОСТО стал поводом для тотальных проверок во всех отделениях этой организации

Недавно московские средства массовой информации опубликовали серию материалов о преступной деятельности бывшего председателя Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО — в прошлом ДОСААФ) генерал-полковника Алексея Анохина, который оказался на скамье подсудимых по обвинению в многочисленных присвоениях и хищениях имущества этой легендарной организации. Размеры разбазаривания бывшей государственной собственности, примеры которых приводят дотошные журналисты, впечатляют. Оказывается, Анохин способствовал тому, что за границу перегнали более сотни спортивных самолетов и 500 авиадвигателей, за бесценок продал одну из баз в Подмосковье, а большую часть вырученных денег положил в собственный карман, приобретал за счет организации дорогостоящую технику и стройматериалы для собственной дачи. И это еще далеко не полный перечень его прегрешений перед законом.

Под стать московскому начальству оказались и некоторые руководители региональных отделений РОСТО. Один из них (назовем его полковник З.) около 10 лет стоит во главе некогда мощной спортивно-технической организации в одном из сибирских регионов. До своего прежнего московского босса ему, конечно, далеко, масштаб не тот, но по местным меркам бравый полковник погрел руки неслабо.

Работники РОСТО не раз обращали внимание правоохранительных органов (и военной прокуратуры в частности) на факты личного обогащения своего начальника за счет государства. Но их обращения, почему-то остались без должного ответа. Впрочем, вопрос "почему" скорее из разряда риторических, поскольку есть вполне обоснованные подозрения, что З. в свое время сделал ряд солидных подарков прокурорским работникам. А как иначе объяснить непонятное молчание надзирающего органа по поводу многочисленных примеров его противоправной деятельности? Приведу лишь некоторые из них.

В течение нескольких лет в Тункинской долине Республики Бурятия работает военная техника, принадлежащая РОСТО, причем, по имеющейся информации, деньги за ее аренду идут прямиком в карман руководства, минуя кассу.

В 2000 году из Вооруженных сил РФ в местный совет ДОСААФ было передано 120 автомобилей. 25 из них направили в учебные организации, которые готовят водителей, в том числе и для той же армии, а остальные каким-то образом оказались в пользовании гражданских предприятий и частных лиц. Надо ли говорить, что З. имеет с этого неплохие барыши? Более того, предприимчивый офицер сдает в аренду часть помещений своей организации и, по самым скромным подсчетам, имеет с этого около полумиллиона рублей ежемесячно(!).

Не гнушается полковник и другими крупными махинациями. Так, есть сведения о том, что в мае прошлого года он продал частникам 8 гаражей, принадлежащих РОСТО, по цене 150 тысяч рублей за каждый. Однако, согласно подготовленным документам, их стоимость оказалась лишь 5 тысяч рублей. Куда делись остальные 1 млн 160 тысяч рублей, остается загадкой, разгадать которую не так уж сложно.

В том же 2004 году З. берет из кассы организации 950 тысяч рублей в подотчет и... покупает себе квартиру, оформляя соответствующие липовые документы. И все бы сошло гладко, но на этот раз полковник действовал уж чересчур нагло и открыто. В дело вмешалась военная прокуратура, и ему пришлось оправдываться и даже писать объяснения, которые нельзя читать без слез... от смеха. Оказывается, З. взял деньги не просто так, а "в связи со сложившимися семейными обстоятельствами". При этом он даже признает, что "в нарушении устава РОСТО была получена без решения бюро правления ссуда на приобретение жилья — 950 000 рублей" и просит членов бюро правления: "...рассмотреть вопрос о предоставлении мне права погашения ссуды до 01.08.05 г. или принять в счет погашения оставшейся суммы 800 000 рублей договором переуступки прав требований на 3-комнатную квартиру". (Стиль и орфография письма сохранены. — Прим. авт.)

Интересно, что же это за тяжелые семейные обстоятельства? Может быть, полковнику просто негде было жить? Ан нет, бездомным и малоимущим его назвать язык не поворачивается. Оказывается, за последнее время он приобрел две двухкомнатные и столько же трехкомнатных квартир в престижных районах областного центра, не считая трех роскошных дач в пригороде, а также жилье в Подмосковье, которое предусмотрительно оформил на дочь. Вот тебе и бомж!

К описанному выше можно добавить еще много интересных подробностей. О том, например, как в 2000 году за хорошую сумму был продан катер бывшей морской школы, который по документам числился списанным на металлолом, а вырученные средства в кассу РОСТО, естественно, не поступили. Или о том, что в филиал организации, расположенный в одном из поселков, было передано 7 учебных автомобилей, из которых два КамАЗа так и не дошли до адресата. Сперва была выдвинута версия об их угоне, но затем сотрудники подразделения по борьбе с экономической преступностью установили, что технику продали З. и директору того самого филиала. Кроме того, они же передали местному фермеру мастерскую технического обслуживания автомобилей вместе с соответствующим оборудованием. За такой щедрый "дар" аграрий заплатил около миллиона рублей. А два года назад с хорошо охраняемой территории РОСТО таинственно исчез еще один КамАЗ, который, по странному стечению обстоятельств, накануне по приказу полковника З. прошел полную предпродажную подготовку с заменой резины и заправкой ГСМ. Такой вот подарок "угонщикам".

Обо всех эти странностях и фактах прямого злоупотребления служебным положением, как уже говорилось, не раз сообщали работники РОСТО. Однако недовольных тут же увольняли. Не случайно за последние два года штат организации почти полностью обновился. А как говорится, нет свидетелей — нет и проблем. Уверовав в собственную безнаказанность, полковник З. и вовсе распоясался, став прикладываться к бутылке. Однажды в пьяном угаре он схватил табельный пистолет ТТ и расстрелял четыре автомашины, стоявшие на территории РОСТО. По данному факту местным райотделом милиции было возбуждено уголовное дело, которое затем передали в военную прокуратуру — и снова тишина.

Генерал-полковник Анохин, с рассказа о темных делишках которого начинается эта публикация, во время судебного процесса признался лишь в некоторых мелких преступлениях, получив за это лишь 100 тысяч рублей штрафа. Даже от условного срока лишения свободы, на котором настаивало гособвинение, его по слабости здоровья освободили. Неужели и полковник З. уйдет от ответственности за свои криминальные "художества"?