Продлить жизнь двигателя поможет правильно подобранное моторное масло

Каждый автовладелец желает максимально продлить срок службы двигателя своего автомобиля. Решающим фактором в достижении этого процесса является качественная смазка поршневых двигателей внутреннего сгорания моторным маслом. Чтобы поменять моторное масло, вовсе не обязательно обращаться к специалистам. Достаточно со знанием дела подбирать и использовать моторные масла. В то же время ошибки и неаккуратность в применении масел может привести к довольно неприятным последствиям.

Моторное масло должно в течение длительного времени выполнять возложенные на него функции, такие как образование тонкой прочной пленки на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей поверхностными неровностями. Также моторное масло снижает износ деталей двигателя, уплотняет зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания. Моторное масло отводит тепло, образующееся в результате сгорания топлива, и охлаждает детали двигателя, а также предотвращает образование нагара и лакообразных отложений, предотвращая коррозию деталей двигателя. А для того чтобы моторное масло успешно осуществляло все эти функции, в базовое масло добавляют пакет химически активных веществ (присадок). В современных моторных маслах доля присадок в среднем составляет 15—25%.

Существует четыре вида базовых масел. Первый вид — это минеральные, которые получают путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием, также бывают гидрокрекинговые масла, полусинтетические масла (смесь минерального и синтетического масел), а также синтетические.

Прежде всего следует определиться, какое масло вы собираетесь использовать: минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Если необходимо выбрать масло для импортного автомобиля, то первым делом следует посмотреть на спецификации компаний — изготовителей автотехники и найти наименование спецификации той из них, которая выпустила ваш автомобиль. Необходимо, чтобы это наименование совпало с наименованием, указанным в инструкции по эксплуатации вашего транспортного средства. Если же такого масла в продаже найти не удастся, то его следует выбирать по указанию классификации. Например, для японских машин подходят масла, сертифицированные по классификации ILSAC, для европейских — АСЕА, для американских же машин больше подойдут масла с классификацией API. Машине российского производства больше подойдут масла, сертифицированные по ГОСТ 17479.1-85.

Как заменить масло

Замена масла — это обычная операция по обслуживанию двигателя, и выполнить ее можно, даже не имея подъемника. Со сменой масла необходимо заменить и масляный фильтр. Грязное масло, даже после слива, всегда остается в небольшом количестве на стенках двигателя и, конечно же, в самом масляном фильтре. В идеале фильтр должен легко откручиваться рукой, и так же легко должен вкручиваться новый. Если же с этим возникнут проблемы, то можно обернуть корпус фильтра крупнозернистой наждачной бумагой и открутить фильтр через нее руками.

Чтобы заменить масло, необходимо отвинтить сливную пробку с картера двигателя. Для начала необходимо убедиться, ту ли пробку вы снимаете. Затем следует подставить какую-нибудь мелкую посуду, для того чтобы собрать в нее первые капли масла. Причем, как только они появятся, сразу же следует прекратить отвинчивание пробки. После того как упадут первые 10—20 капель, следует выкрутить пробку до конца и слить оставшееся масло в специально приготовленную для этого посуду. Когда масло уже начнет вытекать из картера, рассмотрите первые капли в мелкой посуде, нет ли там металлической стружки, и обратите внимание на пробку
— нет ли на ней той же металлической стружки. Если сливаемое масло имеет цвет слабого кофе с молоком, значит, у вас масло с водой, которая попала в картер. В этом случае лучше всего обратиться к специалисту.

Когда сливную пробку уже можно будет вращать пальцами, обратите внимание на то, где находится медная прокладка этой пробки. Если она прилипла к поддону, попробуйте ее отковырнуть пальцами и в дальнейшем, при откручивании пробки, зажимайте головку пробки и прокладку пальцами. В противном случае есть большая вероятность, что вы ее потеряете, а при последующей эксплуатации двигателя с пробкой без прокладки из-под нее будет течь масло.

Нефтяные и синтетические масла

Какими же свойствами должно обладать хорошее нефтяное масло, чтобы успешно выполнять возложенные на него функции? Двигатели современных автомобилей отличаются высокими механическими тепловыми нагрузками и поэтому предъявляют высокие требования к качеству смазочного масла. Этого можно добиться, добавив к маслам специальные вещества, так называемые присадки, каждая из которых улучшает одно или сразу несколько свойств масла. Так, например, противоизносные присадки снижают износ трущихся деталей, моющие — уменьшают отложение на деталях и не допускают пригорания поршневых колец. В маслах современного ассортимента число вводимых присадок достигает десяти, и все они должны быть указаны на упаковке моторного масла.

Наряду с обычным минеральным маслом, продуктом прямой переработки нефти, существует масло синтетическое, полученное в результате реакции синтеза при взаимодействии различных молекул веществ животного или растительного происхождения.

Масло, приготовленное на синтетической основе, как правило, намного дороже приготовленного на нефтяной основе, зато оно обеспечивает больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании намного продлевает жизнь двигателю. Синтетическое масло — это прекрасный смазочный материал, многие показатели которого превосходят аналогичные показатели масел с нефтяной основой: у него лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур и более высокая сопротивляемость окислению.

Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяя экономить топливо, да и эксплуатационный расход масла снижается. Например, синтетическое масло NESTE-I 5W/50 имеет рекордно широкий диапазон рабочих температур: от -51 до +215оС. Некоторые классы вязкости возможны только у синтетических продуктов, например 5W — ADDINOL Super light 5W-40 или OW-CASTROL Formula SLX OW-30. Масло OW-30 очень выигрывает в текучести при О°С, а при сильном перегреве (+150°С) по вязкости его можно сравнить с гораздо более густым маслом сорта 5W-40.

Советы при использовании автомобильных масел

При малых пробегах масло следует менять один раз в год, независимо от пробега. Не стоит забывать, что у дизельных двигателей пробеги между сменами моторного масла в два раза меньше, чем у бензиновых двигателей. Следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетическое масло и "натуральное" нельзя, если это специально не оговаривается на упаковке. Также не рекомендуется смешивать моторные масла одного типа, но различных марок, хотя масла одного типа и марки, но различной вязкости смешивать можно.

При переводе двигателя на моторное масло другого типа следует выполнить операцию промывки двигателя специальными моющими маслами. Промывку смазочной системы следует выполнять, если на деталях двигателя (например, на крышке головки блока, маслоотражателях, корпусах подшипников) образуются вязкие смолистые труднорастворимые отложения. Промывка может быть выполнена и обычным моторным маслом, которое в этом случае заменяется через 300—500 километров пробега.