Воображаемый друг — стоит ли волноваться?

Многие дети придумывают себе друзей, и причин тому несколько

Повесть Астрид Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше", пожалуй, можно назвать самой гениальной детской книгой — так тонко и точно, психологически достоверно там изображена планета детства, мир неистощимых фантазий и захватывающих приключений. Карлсон существовал на самом деле, а не только в воображении Малыша, но, к сожалению (или к счастью для мам), больше такого летающего друга нет ни у кого на всей земле. И потому дети часто придумывают себе друзей сами. Как расценивать этот поступок — как выражение богатой фантазии или же как некоторую психологическую ущербность?

На самом деле все практически дети обладают ярким, живым воображением. Оно позволяет им познавать мир во всем объеме и красках. Ребенок может кормить плюшевого медведя, усыплять любимую куклу Марину, разговаривать с домашним котом, наказывать резинового Микки-Мауса за нарушение правил дорожного движения. Все это умиляет и смешит родителей, об этом с нежной гордостью рассказывают бабушкам и подругам. Но как только ребенок заявляет, что у него появился новый друг, который живет в ухе, умеет превращаться в разных животных и поет ему по ночам колыбельные, родители мгновенно напрягаются. Потому что не знают, как на это реагировать. А причин бывает несколько.

Порой воображаемый приятель заменяет ребенку настоящих друзей. Такое случается со стеснительными, застенчивыми, пугливыми детьми. Задача родителей в этом случае — вывести малыша из состояния скованности, найти компанию, в которой он бы чувствовал себя комфортно. Сменить песочницу, а возможно, детский садик, записаться в кружок. Новый круг общения может помочь ребенку раскрепоститься. Задумайтесь и о корнях его застенчивости — может быть, его чересчур опекают дома или, наоборот, слишком придираются и критикуют. Может быть, нервозная обстановка в семье давит на ребенка, вызывая определенные последствия. У мальчиков это может быть следствием влияния чересчур активной властной мамы.

Второй вариант — родители предъявляют к ребенку чересчур завышенные требования, и поскольку он не может оправдать их ожидания, то постоянно живет с чувством вины. Это чувство вины и неполноценности так раздражающе неуютно, что нужно переложить его на кого-то. Кто же подойдет лучше, чем придуманный друг, который все стерпит и никогда не осудит. А возможно, этот друг так неказист и неуклюж, что позволяет ребенку чувствовать себя суперменом, что дает ему чувство душевного комфорта. При крайней форме родительской агрессии — если ребенка сильно и часто наказывают, может даже бьют, лишают тепла и простых радостей, такой друг становится защитником, который всегда придет на помощь, утешит и приободрит. А может, и пообещает отомстить (задумайтесь, родители!).

Если жизнь ребенка эмоционально скудна и не слишком насыщенна интересными событиями, то вместе с придуманным другом он ходит в кино, путешествует, озорничает, словом, развлекается как может. Тут уж родителям действительно должно быть стыдно — вспомните, когда вы в последний раз водили своего отпрыска в кино или парк. А ведь это даже не родительские обязанности, это нормальный досуг любой дружной семьи.

Случается и такое, что появление воображаемого друга — просто очередной, в числе многих, способ проявить свою фантазию. Это явление проходит, когда ребенку исполняется 7—9 лет. Воображаемые друзья тают в дымке времени, и лишь изредка, уже будучи взрослыми, мы вспоминаем их с мягкой улыбкой, с которой всегда думаем о детстве.