Как помочь выбрать профессию и не навредить

Отгремели выпускные, начинается подготовка к штурму учебных заведений. Но все затраты сил, нервов, времени и денег стоят чего-то, как вы понимаете, только в том случае, если само направление выбрано верно. Для городских абитуриентов поступление в вузы — вопрос менее щекотливый, чем для селян: все-таки нет транспортной проблемы, есть жилье и родительская поддержка. Вопрос профессиональной ориентации в отдаленных поселках может встать очень остро сейчас у многих, даже если вы об этом уже подумали заблаговременно. Настало время принимать решение, а это должен сделать именно сам абитуриент. Родителям стоит еще раз заглянуть в глаза своему ребенку и узнать, на самом ли деле выбранная профессия ему по сердцу или, может, в выборе сыграл решающую роль родительский авторитет. С родителями лучше с жаром поспорить сейчас, чем разорваться подобно бомбе с часовым механизмом, когда будет уже поздно...

Спорьте с родителями сейчас

После окончания школы бывшие выпускники получают новое многообещающее и громогласное название — абитуриенты. Перед ними открыты все пути, двери учебных заведений, осталось только выбрать. Кто-то холил и лелеял мечту о своей будущей профессии еще с детства, а кто-то спохватился только сейчас, причем вторых всегда больше, как это ни странно. В итоге родители с детьми начинают поспешный экскурс по учебным заведениям, посещают дни открытых дверей, изучают всевозможные стенды, брошюры, начинают обзванивать "бывалых" знакомых.

При выборе места учебы и самой профессии молодое поколение прислушивается к старшему, и это нормально, но когда идет сплошное навязывание родительского мнения, это уже чревато пагубными последствиями. Нельзя заглушать самостоятельную личность своего ребенка, входящего во взрослую жизнь. Известно, что дети для своих родителей всегда остаются детьми, сколько бы им ни было лет; но это первое важное решение, и задача родителей — помочь, подсказать, но не навредить. Так что настаивайте, будущие абитуриенты, на своем именно сейчас! И не обвиняйте потом старшее поколение в испорченной судьбе.

Пять сфер деятельности

Лучше всего выбирать себе направление будущей деятельности методом исключения остальных. При этом выделяются, как правило, пять основных сфер: природа, когда человеку больше всего нравится работать с животными или растениями; техника — нравится работа с любыми механизмами; человек — работа с людьми; знак — работа со знаковыми системами (информатика, математика, языки и др.); искусство — когда тянет к специальностям из сферы искусства.

Это только первый этап в выборе профессии, второй же заключает в себе знание общетрудовых и общепроизводственных понятий. Эти понятия необходимы для того, чтобы выпускник быстрее адаптировался в рабочем коллективе, привыкал к его нормам и требованиям, знал как можно больше о своей работе. Лучшим подспорьем здесь будет рассказ знающего производство человека, общение с которым принесет ощутимую пользу. Накопленный профессиональный опыт играет важную роль, в то время как учебное заведение совершенствует теорию обучения.

Единство трех начал при выборе профессии

Тема профессиональной направленности обсуждается в семье, как правило, довольно субъективно — упор делается, например, на будущую заработную плату или на умение, расположенность к тому или иному труду. Но следует всегда помнить о единстве трех начал — условий, при отсутствии одного из которых выбор будет неверен.

Итак, абитуриент должен: хотеть, интересоваться выбранным делом; уметь, быть способным, расположенным к этому занятию; эта профессия должна быть востребована в жизни, должна приносить пользу обществу и вознаграждаться хорошей заработной платой.

Все три условия равносильно важны. Сильное преобладание одного из них, исключающее остальные, которые лишь подгоняются под него, недопустимо.

Если ребенок воспитывается в семье, к примеру, врачей, часто считается, что наследственная профессия, передающаяся по династии, — это красиво и благородно, но не всегда ребенок думает так же... Конечно, он с детства знает медицинские термины, возможно имеет какие-то приобретенные знания и в принципе смог бы состояться как врач, но! Не факт, что он мечтает быть врачом в дальнейшем и прожить жизнь такую же, как у его родителей...

Другая крайность — если полагаться лишь на "хочу" молодого мечтателя. Здесь требуется помощь более зрелого и рационального старшего поколения, но и мечту не надо обрубать на корню. Если у юного дарования не прослеживается явного таланта, его можно заменить мастерством, которое как раз и достигается при учебе, практике и стойкости характера, целеустремленности и неотступности от своего намерения. Все в ваших руках, господа абитуриенты, будьте увереннее в себе. Успехов вам в выборе профессии, удачи при поступлении и счастья в жизни!