Пешеходов обозвали туповатыми

Психологи полагают, что теперь на пешеходных переходах снизится аварийность

Какие эмоции могут возникнуть в нашем сознании при виде надписи "Соблюдайте правила дорожного движения"? Правильно, никаких. Этот шаблонный призыв уже не в состоянии обратить на себя внимание и уж тем более возбудить в человеке какие-нибудь чувства. А вот новый выразительный слоган "На красный свет бегут туповатые" способен пробудить в сознании пешехода обиду, иронию, удивление. Не беда, что эти чувства не совсем позитивного характера. Для разработчиков экспрессивного лозунга важно другое — через эмоциональное воздействие сломать людям стереотип неразумного поведения на дорогах.

Запоминающийся слоган "На красный свет бегут туповатые" жители Иркутска могут наблюдать в восьми местах города. Правда, большая часть плакатов сосредоточена в центре города. На улице Ленина стоят два тетраэдра, на огромном экране около гостиницы "Ангара" тоже мелькает этот неоднозначный лозунг.

Как объяснили нам в пресс-службе ОГИБДД Иркутска, подобные слоганы являются социальной рекламой. Той самой социальной рекламой, которая призвана "представлять общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей" (ст. 18 Закона "О рекламе"). Замысловатый лозунг, как бы обидно он ни звучал, служит весьма благородным задачам — отрицательно окрашивает в сознании людей образ нарушителя.

"На красный свет бегут туповатые" — далеко не первая социальная реклама, появившаяся в Иркутске по инициативе ОГИБДД. На больших экранах города не так давно можно было лицезреть покореженные автомобили, а в троллейбусах до сих пор висят плакаты с изображением разбитого в ДТП автомобиля и детским ботиночком в луже крови. Психологи Московского научно-исследовательского центра, которые занимаются разработкой рекламы в области безопасности дорожного движения, считают, что такая пугающая пропаганда бесполезна, потому что просто не пускается в сознание, людям присущ сверхоптимизм: "Такого со мной не случится".

А вот "туповатым" может оказаться каждый суетливый человек, нарушающий правила, при этом он противопоставляется другим людям. По мнению психологов, слово "туповатые" хорошо отвечает цели, это безэмоцинальное, хладнокровное отношение, в котором не читается намерения оскорбить, а только оценка — туповатый, недопонимающий, что бегать из-за 11 секунд (столько в среднем экономит человек, не дождавшийся зеленого света) просто глупо.

Однако иркутские пешеходы не считают, что "туповатые" — абсолютно не оскорбительное слово, многим нашим интеллигентным гражданам это слово режет слух. Но, как оказалось, психологи, создавая подобный слоган, и не пытались всем понравиться: "Если смягчать формулировки, они просто не будут замечены".

Пока трудно сказать, с какой эффективностью работают плакаты, расположенные на перекрестках города. Статистика аварийности в местах с предупреждающим лозунгом будет подведена только через полгода. Но с уверенностью можно сказать, что одной из своих целей психологи добились: внимание прессы и повторение на все лады фразы "На красный свет бегут туповатые" уже обеспечены.