Почему мы такие бедные

Депутаты и чиновники снова делят наши деньги

Сколько денег нужно оставлять городам и поселениям, сколько забирать в областной бюджет, чтобы потом распределять по тем же городам и поселениям — один из главных вопросов состоявшейся вчера сессии Законодательного собрания. По сути дела, исчерпывающий ответ на него должен содержаться в законе области о межбюджетных трансфертах. Закон разработан обладминистрацией и вынесен на прошлую сессию, где был принят в первом чтении, несмотря на то, что депутаты высказали к нему немало претензий (в виде более 100 поправок!). Весь месяц работа над документом продолжалась, и все-таки на заседании бюджетного комитета на прошлой неделе разгорелись нешуточные страсти. Позицию обладминистрации выражал Владимир Пашков, и.о. начальника Главного финансового управления области; Владимир Якубовский, мэр Иркутска, выступил его оппонентом.

Оставить нельзя, забрать

Если коротко, то в этом и заключается позиция областной администрации. А именно: местным бюджетам оставить 10% подоходного налога, остальное — в региональную казну. При этом администрация ссылается на один из принципов бюджетного федерализма, который провозглашает социальную справедливость путем выравнивания доступа граждан, независимо от места их проживания, к социальным гарантиям. В переводе с бюрократического на нормальный русский язык, это означает, что житель, к примеру, Катангского района не должен чувствовать себя ущербно по сравнению с жителем Ангарска или Иркутска — в плане получения льгот, гарантий и т.п.

А так как в области очень мало территорий, которые зарабатывают деньги, и очень много тех, которые живут за счет дотаций, путь достижения этой самой социальной справедливости, по мнению администрации, один: собрать как можно больше в общий котел и потом из него распределять по городам и весям.

Оставить, нельзя забрать

Доводы областных властей приводят мэров в тихую ярость. А иногда и не в тихую. На заседании комитета обычно миролюбивый Якубовский просто рвал и метал. Его активно поддерживали мэр Шелехова Сергей Поляков и мэр Иркутского района Сергей Зубарев.

Тут надо учитывать, что все эти планы по разделу денег обсуждаются на фоне сегодняшней кризисной ситуации — муниципалитетам катастрофически не хватает средств. И одна из причин в том, что с 1 января у территорий забрали некоторые виды налогов. Очень наглядный пример — Бодайбинский район, солидную часть доходов которого составлял налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этом году НДПИ уходит в Федерацию, и район сразу стал дотационным. Изменения в налогообложении сделали дотационным и Шелеховский район, хотя на его территории расположен такой крупный налогоплательщик, как Иркутский алюминиевый завод.

Так вот поправки в закон, поступившие от Ассоциации мэров, предлагают оставлять муниципалитетам 15% подоходного налога, 25% налога на имущество организаций и 100% единого налога, взымаемого по упрощенной схеме. Все это вместе тянет почти на 1,5 миллиарда рублей.

Кризис запрограммирован

Ситуация, в которой более-менее живут крупные города, а все остальные еле выживают (или не выживают), характерна не только для нашего региона. И, судя по всему, она будет усугубляться в следующем году, когда появятся сотни новых муниципалитетов, которые, безусловно, будут ближе к людям, но мало что смогут для этих людей сделать. Завтрашний кризис запрограммирован сегодня. Такой вывод напрашивается после знакомства с документом, подготовленным Центром аналитических исследований Конгресса муниципальных образований РФ.

Там говорится, что в последние годы реальные расходы местных бюджетов далеки от тех, что должны быть при условии исполнения ими всех обязательств. Результат — ухудшение социально-экономической ситуации в большинстве (!) муниципалитетов страны. Реформа местного самоуправления, которая в полном объеме стартует 1 января 2006 года, подразумевает, что мелкие местные администрации будут решать множество хозяйственных вопросов в населенных пунктах самостоятельно — в конкретном поселке лучше знают, что нужно сделать в первую очередь: скважину пробурить или дорогу отремонтировать. Поэтому предполагалось, что за каждым типом МО должны быть закреплены полностью местные налоги, причем обязательно один крупный. Но на практике к местным отнесли только два налога — на землю и на имущество физических лиц. И землю, и имущество в тех же деревнях нужно оформить и оценить, чтобы облагать налогом. С трудом верится, что наши селяне добровольно кинутся в райцентры выправлять необходимые бумаги, да еще и за свой счет.

Учитывая эти и некоторые другие изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, специалисты посчитали, что местному самоуправлению не будет хватать для решения возложенных на них вопросов от 40 до 60% средств. Значит, на местах так и не будет денег на развитие больниц и школ, обслуживание ЖКХ, оплату долгов и т.д. Зато будут дополнительные расходы на управление — новоиспеченным чиновникам надо будет платить зарплату, предоставлять помещения и т.п. В итоге, говорится в аналитической записке, "местное самоуправление уже в начале реализации реформы столкнется с финансовыми трудностями". Вопросы, связанные с проблемой жизнеобеспечения и защиты населения, "не смогут быть реализованы на необходимом уровне в поселениях, муниципальных районах и городских округах".

Однако Минфин и субъекты Федерации вновь делают попытки изменить нормативы отчислений с МО так, чтобы как можно больше с них забирать. Аналитики считают эту линию абсолютно неэффективной: "Если все, что будет создано дополнительно за счет внутренних резервов, будет отбираться, то зачем МО предпринимать усилия для наращивания своей налогооблагаемой базы? В результате через год, самое большое через два, и прирост доходов у городов уменьшится, и у региона доходов не прибавится". Свои действия региональные власти везде объясняют так же, как у нас, — необходимостью собрать больше средств для выравнивания бюджетов сельских поселений.

Но на прошедшем в феврале конгрессе крупные и малые города, сельские поселения высказались категорически против такого подхода. "Поскольку, как показывает практика, это не тот путь, который сделает сельские поселения и малые города богатыми, скорее он ведет к тому, чтобы сделать все муниципальные образования одинаково нищими".

Таково мнение специалистов. А что касается реформы, то депутаты Государственной думы все активнее выступают за ее отсрочку до 2008 года.