Нефтепровод пройдет по берегу Байкала — так дешевле

В Транснефти решили не мучиться с горными участками и надумали проложить нефтепровод вдоль БАМа и вблизи берегов Байкала

В канун нового 2005 года председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о проектировании и строительстве нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Транспортировка нефти на восток страны является частью энергетической стратегии России, рассчитанной до 2020 года, и работа по исполнению правительственной задачи уже идет полным ходом.

В ОАО АК Транснефть (заказчик строительства) разработали первоначальный проект, согласно которому нефтепровод предполагается проложить от Тайшета до бухты Перевозной (Приморский край). Проект, по которому труба пролегает на 150 километров севернее Байкала и пересекает лишь одну реку из водосборного бассейна озера — Верхнюю Ангару, прошел федеральную экологическую экспертизу. Однако с той поры маршрут нефтепровода меняли несколько раз. В последнем варианте труба проходит вдоль трассы БАМа, а на некоторых участках — в непосредственной близости к Байкалу.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выявила нарушения природоохранного законодательства — ОАО АК Транснефть начали изыскательские работы вдоль трассы БАМа, не имея на это положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Работы велись на участках, где расстояние до воды составляло около двух километров. На территории Байкальского участка Всемирного природного наследия была прорублена метровая просека.

Управление Росприроднадзора Республики Бурятия запретило проводить дальнейшие изыскания в Северобайкальском районе. Однако примет ли Транснефть к сведению полученные замечания, неизвестно.

В работах над последним вариантом трассы нефтепровода было задействовано множество научно-исследовательских институтов, в том числе и иркутских.

Валерий Имаев, ведущий научный сотрудник лаборатории сейсмогеологии Института земной коры СО РАН, рассказал, что институт уже направил заказчику описание сейсмичноопасных зон, расположенных на территории предполагаемой трассы нефтепровода, на участке Тайшет — Сковородино.

По словам Валерия Сулеймановича, трасса выбрана неудачно: там множество активных разломов, наиболее опасный из которых расположен в районе Северомуйского хребта (сейсмичность 9—10 баллов). Имаев считает, что строить нефтепроводы в зонах активных разломов можно, если использовать специальные технологии. Мало того — строить нужно, потому что это необходимо для развития российской экономики. Однако при этом следует учитывать, где строить и как.

— К Байкалу прикасаться нельзя. Байкал — это святое, — говорит Валерий Имаев. — Ведь существует даже закон об охране озера, к тому же оно является участком Всемирного наследия. Так почему же кому-то нельзя сорвать на берегу даже цветочек, а кому-то можно построить нефтепровод?

Кстати, Михаила Грачева, директора Лимнологического института СО РАН, с последним вариантом трассы нефтепровода вообще не ознакомили.

— Несмотря на наши неоднократные обращения, проект не поступил на экспертизу ни в Академию наук, ни в ее Сибирское отделение, — заявляет Михаил Александрович. — Причина неясна. У нас нет никаких материалов. Я не знаю, где именно пройдет нефтепровод. Могу сказать только одно: если нефтепровод будет пересекать какое-то множество речек, впадающих в Байкал, и на каком-то участке произойдет авария, то ни одной компании мало не покажется, — и заказчики строительства, и исполнители, и потребители получат невообразимый экономический ущерб и будут вовлечены в глобальный скандал.

Согласно последнему варианту, нефтепровод будет пересекать именно множество рек, впадающих в Байкал. То, что так делать нельзя, понятно даже ребенку. Транснефть пока изыскания приостановила, наступило странное затишье.

Как сообщили "СМ Номер один" специалисты ОАО АК Транснефть, строительство нефтепровода начнется после того, как технико-экономическое обоснование проекта пройдет государственную экологическую экспертизу и получит одобрение правительства.