Сибиряк с китайцем — братья навек?

Все-таки странные отношения у нас с Китаем — то братья навек, то друг другу враги номер один. Сейчас вот снова не разлей вода. Только в этом месяце в нашем регионе и его окрестностях произошло множество событий, связанных с Китаем. Вы вдумайтесь: за три недели в Иркутске побывали три китайские делегации, даже заместителя премьера Госсовета КНР мы здесь наблюдали.

Но делегации от нас вроде как далеки — по телевизору посмотрели, выключили и забыли. А вот современная многоэтажка в областном центре, построенная совместными с китайцами усилиями и недавно торжественно сданная, стоит. И стройка рядом кипит — следующие очереди возводятся.

На выставку провинции Цзилинь, прошедшею недавно в Иркутске, наши восточные соседи привезли более 30 бизнес-проектов, инвестиционная стоимость которых около 20 миллионов долларов. Китайцы предлагают нам создавать совместные предприятия по добыче золота, железной руды, никеля, заниматься деревообработкой, автомобилестроением, производством кирпича, а также открыть совместную птицефабрику и построить овощную теплицу. Но из всего перечисленного вице-губернатор провинции выделил все-таки переработку древесины, заметив, что у китайской стороны в этом деле имеются современные технологии, а у нас "хорошая сырьевая база".

В начале июня местное представительство авиакомпании "Сибирь" подписало документы о возможном открытии в 2006 году прямых авиарейсов по маршруту Иркутск — Маньчжурия. Аэропорт в Маньчжурии новый, открылся в декабре прошлого года, однако китайская сторона заверяет, что он уже готов принимать международные рейсы (по законам Китая, новый аэропорт должен год работать только на внутренних линиях).

Железная дорога сообщает, что за пять месяцев этого года ВСЖД перевезла в Китай более 3,1 миллиона тонн сырой нефти. Это почти на 37% больше, чем за тот же период прошлого года.

30 мая в Чите состоялся аукцион, на котором китайская корпорация "Лунен" за 315 миллионов рублей купила железорудное месторождение в Забайкалье. Китайцы планируют вложить в его разработку и строительство металлургического завода 300 миллионов долларов. Власти Читинской области не скрывают радости и надежд на то, что это позволит вытащить из глубокой депрессии район, на территории которого месторождение находится.

В прошлую пятницу губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов заявил о подписании договора с КНР, по которому китайская сторона открывает в крае автосборочное производство. На базе котельного завода в Бийске будут собирать две модели Tianye Admiral — вседорожник СА6472 и пикап СА2020. Как утверждают специалисты, по сути это перелицованные Toyota Hilux 90-х годов. Кроме того, на Алтае планируется выпускать и спецтехнику на базе китайских автомобилей "Цзефан".

Это все так, мелочи, информация за июнь. Но по ней можно судить о масштабах и темпах "захода" китайской экономики на нашу территорию. И вроде бы радоваться надо — нам-то от этого пока одни плюсы, деньги в бюджеты, рабочие места и т. п. Но почему-то не радуется. Обидно в который раз за державу — а мы-то как же, скоро нас уже снисходительно начнут похлопывать по плечу, как младших братьев. А наша экономика где? Вот президент на форуме в Санкт-Петербурге и то заметил: темпы роста падают, а инфляция растет. Но что делать, не сказал. А тут Китай со своими проектами. Так чего доброго и докатимся до звания сырьевого придатка Поднебесной.

Кстати, Китай несколько лет назад стал членом ВТО, чего мы все никак не можем добиться. И вступив в это самое ВТО, Китай получил право выдвигать свои условия для принятия туда новых членов, в том числе и России. И как он нам тогда выдвинул! Добрый сосед потребовал от нас полностью снять барьеры по доступу на рынок услуг, отменить экспортные и понизить импортные пошлины на промышленную продукцию, обеспечить свободный доступ в страну китайских рабочих и льготные условия для учреждения здесь китайских компаний. Причем официальный Пекин довольно жестко настаивал на выполнении этих требований. Потом эта тема как-то заглохла и в СМИ широко не обсуждалась.

В 2000 году китайское правительство открыто заявило о переходе к наступательной внешнеэкономической политике. Наши эксперты года три назад говорили о том, что при такой стратегии Россия очень нужна Китаю
— для получения природных ресурсов, как рынок сбыта, транзитный маршрут в Европу и как полигон для китайских транснациональных корпораций. Пока практика теорию не опровергает. Но никакой ответной стратегии Россия так и не сформулировала.

Глядишь, лет через десять и в самом деле мы с китайцами станем братьями, причем не в переносном смысле, а в прямом.