Металлом по металлу

Почему водителю нельзя игнорировать звук скрипящих колодок

Я за последние полтора года уже дважды поменял тормозные колодки спереди и один раз сзади. Машина прошла только 36 тысяч километров. На моей старой машине колодки проходили по 50 тысяч километров. Что стало хуже — колодки или машины?
Алексей Викторович Стоянов, Иркутск

Все чаще приходится слышать, что современные машины буквально съедают тормозные колодки, которые приходится менять приблизительно через каждые 13—17 километров пробега. В недавнем же прошлом тормозные колодки держались, как правило, более 50 тысяч километров. Одним из основных факторов, влияющих на повышенный износ тормозных колодок, является все более увеличивающийся вес автомобиля.

Системы безопасности увеличивают вес

Благодаря постоянно совершенствующимся системам пассивной безопасности автомобиля, наличию укрепляющих конструкций, а также увеличению количества автомобильных аксессуаров (гидроусилитель руля, кондиционер и так далее) общий вес автомобиля заметно увеличился. Для примера, если японский автомобиль 1992—1994 гг. выпуска с объемом двигателя 1600 кубических сантиметров весил около тонны, то сегодня даже автомобиль класса супер-мини с объемом 1200—1400 кубических сантиметров весит около 1200 килограммов и больше. Автомобили с автоматической коробкой передач также изнашивают колодки быстрее, чем автомобили с ручной коробкой.

Постоянно ужесточающиеся требования безопасности мировых стандартов приводят к тому, что все автопроизводители вынуждены разрабатывать системы тормозов с материалами, отвечающими этим требованиям.

Появились более качественные покрышки, обеспечивающие высокую степень сцепления колес с дорогой. Такие покрышки, повышая безопасность и управляемость автомобиля, изнашиваются быстрее, чем дешевые "нестирающиеся" покрышки. Таким образом, за безопасность и качество приходится платить.

Но и сегодня на рынке можно найти более долговечные колодки. И дело не в том, что заводские колодки хуже, потому что обеспечивают более короткий тормозной путь. Просто заводские колодки отвечают более высоким требованиям безопасности и обеспечивают короткий тормозной путь ценой собственной жизни.

Понятно, что для того, чтобы продлить жизнь тормозным колодкам, нужно по возможности избегать экстренного и затяжного торможения во время пробега первых 500 километров. За этот период колодки пригоняются к диску. Этим обеспечивается более долгий срок службы тормозных колодок и исключается появление посторонних шумов.

Изменение в стиле вождения автомобиля, использование торможения двигателем, меньшее нахождение в транспортных пробках продлят жизнь тормозных колодок вашего автомобиля.

Тормозные колодки являются одной из частей тормозной системы, напрямую отвечающей за безопасность. Поэтому замену тормозных колодок ни в коем случае не следует производить, не будучи уверенным в своих профессиональных возможностях. Непрофессиональная замена колодок может послужить причиной поломки тормозной системы и автомобиля в целом.

Как заменить тормозные колодки

Замена тормозных колодок является хорошим поводом произвести тщательный осмотр всех узлов тормозной системы. Будучи одними из исполнительных элементов тормозной системы, тормозные колодки могут сигнализировать о неисправностях диска, суппорта, деталей ходовой системы.

Тормозные колодки необходимо заменять комплектно на одной оси — колодки из одной партии обладают одинаковыми физико-механическими свойствами и обеспечивают стабильность тормозных характеристик. Именно поэтому не используйте колодки из разных партий или колодки различных производителей — в этом случае они могут не обеспечивать необходимую эффективность работы тормозной системы.

Не стоит использовать изношенные тормозные диски, не отвечающие требованиям производителя автомобилей: на каждом диске с торцевой стороны имеется информация о производителе и о минимальной толщине диска.

При эксплуатации чрезмерно изношенных дисков нарушается режим отвода тепла из зоны трения, что может привести к перегреву тормозных колодок, резкому снижению эффективности торможения и коррозии диска. Регулярно следите за толщиной фрикционной накладки. Дисковые тормозные колодки должны быть заменены, когда сработал датчик износа или когда толщина хоть одной из четырех фрикционных накладок приближается к двум миллиметрам.

Стоит избегать падения тормозных колодок и резких ударов при их установке, так как фрикционная накладка обладает определенной степенью хрупкости. Нельзя допускать протекания тормозной жидкости через манжеты главных тормозных цилиндров и места подсоединения трубопроводов. Следует регулярно осматривать тормозные шланги. При наличии трещин глубиной свыше одного миллиметра и следов механических повреждений их нужно заменить. Попадания на тормозные колодки, диски, суппорты и шланги масел, смазок или других жидкостей на основе масел значительно сократят их срок эксплуатации.

При замене тормозных колодок нужно придерживаться следующего порядка. После снятия колес отсоединяются защитные кожухи с суппорта. После этого извлекаются все штифты, съемные прижимные пружины, пластины и прокладки. Затем отсоединяются индикаторы износа и отжимаются изношенные тормозные колодки от диска, после чего извлекаются из суппорта в соответствии с конкретной конструкцией тормозного узла. Обязательно следует удалить пыль и грязь с тормозного суппорта и тормозного диска. Ржавчина кромки диска должна быть очищена. Допускается наличие на поверхности диска малой бороздки, еле ощутимой кончиком пальца. После этого проверяется толщина диска, которая должна соответствовать требованиям производителя автомобиля. Пылезащитные кожухи и подвижные части должны правильно сидеть на своих посадочных местах и быть в отличном состоянии. Если детали не соответствуют вышеприведенным требованиям, необходимо произвести их замену на новые. Перед сборкой поршни вдавливаются в цилиндры, чтобы освободить место для установки новых колодок. Бачок с тормозной жидкостью должен при этом оставаться заполненным.

Установка тормозных колодок производится в обратной последовательности их демонтажу. После установки новых тормозных колодок несколько раз следует нажать на педаль тормоза до появления сопротивления нажатию, после чего проверить эффективность торможения.

Некоторые советы при использовании колодок

Если при торможении автомобиль заносит влево или вправо, то причина может крыться в усадке тормозной колодки на некачественную поверхность тормозного диска. Возможной причиной может быть загрязнение колодки смазкой. Не следует использовать смазку в непосредственной близости от тормозной колодки, поскольку смазка может серьезно повредить фрикционный материал и лишить колодку ее рабочих характеристик.

Очень важно вовремя менять тормозную жидкость, состояние которой очень важно при эксплуатации автомобиля. Тип жидкости указывается на крышке расширительного бачка главного тормозного цилиндра, и для замены используется одна и та же марка тормозной жидкости. Раз в два года тормозная жидкость подлежит полной замене.

Быстрый износ колодок может быть связан с самыми разными причинами: заклинившим тормозным суппортом, неудовлетворительным состоянием тормозного диска или неправильно подобранным составом колодки. Все эти причины обязательно нужно устранить.

Что слышно?

Иногда при остановке автомобиля слышится легкий шум или попискивание. Это случается, когда тормозной колодкой мало пользовались. Чтобы избавиться от шума, машине достаточно пробежать несколько сотен километров, после чего колодки притираются и у них появляется стопроцентное касание с тормозным диском.

Если слышен звук металла по металлу, то прежде всего необходимо проверить износ колодок. Они снашиваются весьма быстро, если тормозные диски находятся в плохом состоянии или заклинили тормозные цилиндры.