Когда начинать приучать малыша к чтению?

Не учите алфавит, учите звуки — советуют психологи

О возможностях детей раннего возраста педагоги и психологи рассказывают много на первый взгляд невероятных вещей. А где правда, где вымысел — приходится проверять на собственном опыте. Приходилось ли вам встречать детей, которые в 2—3 года знают не только алфавит, но и умеют читать? Ну а зачем, спросят некоторые, забивать ребенку голову знаниями, которые не соответствуют его развитию, и тем самым лишать его детства? Стоит ли бежать впереди поезда? Как говорится, всему свое время. Несмотря на сложившиеся стереотипы, многие ученые считают, что требования жизни изменились и прогресс требует ускоренного развития.

Ничто так не развивает человека, как книги

Прежде чем искать ответы на наши вопросы, сделаем небольшое отступление и затронем тему, когда вообще должно происходить знакомство ребенка с литературой. Информационная мощь нашей эпохи, частый дефицит родительского внимания способны вытеснить книги из детского ежедневного обихода. Все же стоит прислушаться к мнению большинства психологов о том, что только при помощи насыщенного мира книг мы взрастим гармонично развитого человека.

Начинать знакомство с книгами многие советуют с первого года жизни. Гениями становятся в богатой по содержанию среде и благодаря раннему развитию. Потенциальные возможности ребенка больше, чем кажется на первый взгляд. Пусть даже смысл будет непонятен, зато крошка почувствует все многообразие интонаций и получит новые впечатления. Человек с рождения чувствует ритм и рифму. Каждый родитель согласится с тем, что в многообразии жанров художественной литературы малютки отдают предпочтение стихам и песням. А еще сказкам. Русский народ в своем неповторимом наследии оставил замечательный эпос. В чем заключается особенность русских сказок? В ритмических повторах: "тянет-потянет, а вытянуть не может...", "катится колобок, катится, а на встречу ему...". Такой прием способствует быстрому запоминанию содержания.

Картинки нужно выбирать тщательно, так же как и игрушки

Когда мама или папа открывают перед ребенком книгу, постепенно зрительные образы и слова сливаются в одно целое, ребенок познает реальный мир. К выбору иллюстраций подойти следует со всей серьезностью; лучше, если вы вспомните, по каким критериям выбираете для своего чада игрушку. Во-первых, простота и узнаваемость образов с прототипами. Цветовое решение художника должно соответствовать содержанию текста и реальности. Удовлетворить потребность человечка в разнообразии ощущений способны книги из ткани, картона и меха. Как вы думаете, изменится ли эмоциональное состояние малыша, когда он увидит встроенную в книгу игрушку?

Практика обучения чтению 2—3-летних детей в Иркутске не прижилась

Ну вот, малыш подрос. На втором и третьем году жизни заметно развивается взаимодействие восприятия и мышления, внимание становится более устойчивым. Главным образом, по мнению психологов, развивается зрительное и слуховое восприятие. Возможно ли уже сейчас приступить к обучению ребенка грамоте?

По словам Натальи Александровны Бичан, методиста Центра материнства и детства, такая практика в их заведении была, но себя не оправдала. Малыш в этом возрасте способен лишь на неосознанное запоминание. Например, в течение нескольких дней ему выкладывают из кубиков слово "мама", затем последнюю букву меняют на букву "у". Ребенок прочитать новое слово уже не в состоянии, даже если помнит все названия букв. Подготовительный этап для знакомства с грамотой лучше начинать с трех лет.

— Только не надо учить алфавит, — советует Наталья Александровна, — учите звукам, развивайте фонематический слух. Сначала ребенок должен научиться слышать правильное произношение, в частности звук "р", а не "эр".

Не так важно выговаривать звуки, как их слышать

Приступать же непосредственно к чтению можно с четырех лет. По рассказу Натальи Александровны, это самый благоприятный период. В таком случае у нас рождается вопрос: почему традиционная российская программа и другие альтернативные программы начинают ознакомление с буквами только с пяти-шести лет?

— Дело в том, что именно к этому возрасту у большинства детей исчезают дефекты речи. Они способны произносить все звуки. Но слышать их они начинают еще раньше — в четырехлетнем возрасте, — утверждает методист.

Познания даются через игру

О том, как правильно знакомить ребенка с буквами, мы узнали в беседе с Надеждой Александровной Турляковой, психологом дошкольного педагогического колледжа N 2. Оказывается, самый верный путь интеллектуального развития малыша — введение его в широкий круг практических действий. Обучать лучше в игровой форме.

Прежде чем начать читать, ребенок должен уметь провести звуковой анализ слова. А это зачастую сложно сделать даже взрослому. В возрасте четырех-пяти лет детям чрезвычайно интересно заниматься именно звуковой стороной слова. Доказательством служат частые речевые игры, к примеру "бяка", "вяка", "всяка". Малышу уже понятно, как рождается слово, и он с увлечением манипулирует звуками. Детским интересом к форме слова следует воспользоваться и ввести ребенка в увлекательный мир родного языка. В 6—7 лет интерес угасает. Ребенок уже не так чувствует звуки, а видит лишь буквы, из которых составлено слово. Психологические исследования доказывают, что у четырех-пятилетних детей речевая одаренность.

Когда малыш освоит знаковость (ведь буквы — это знаки), он видит обозначения этих знаков в предметах по малейшему намеку. Эту детскую особенность авторы многих методик обучения учли. В основу их научных работ легла аналогия между начертаниями букв и знакомых предметов. Характеристика и образ буквы соответствуют самому знаку, а не слову.

— Сравните, — обращает внимание Надежда Александровна, — "буква "б" как бегемот, у нее большой живот.

В этом случае ребенок никогда не перепутает внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой образ.

Многие дети в школе скучают

У воспитателя иркутского детского сада N 216 Веры Николаевны Яковенко насчет раннего обучения сложилась своя точка зрения.

— Детство у ребенка одно, пусть лучше слушает сказки, рисует, лепит, — говорит педагог. — Нет печальнее зрелища, когда родители мучают детей, заставляют зубрить то, что ребенок еще не хочет знать. Не будет ли этот багаж тормозить учебный процесс в школе, способствовать излишнему расслаблению, невнимательности? У первоклассника сложится мнимое впечатление о том, что он уже все на данном этапе знает.

Сколько людей, столько и мнений. Вы можете ждать, когда ребенок пойдет в школу и наравне со всеми будет познавать премудрости могучего русского языка, тогда как другие займутся образованием своего ребенка индивидуально, в наиболее благоприятный момент.