Биография любви

или История неистовой, иррациональной любви в романе Мартина Вальзера "Биография любви"

Мартин Вальзер (1927 г. р.) — ведущий мастер современной немецкой прозы, живой классик европейской литературы, автор более полутора десятка национальных и международных бестселлеров, лауреат множества престижных литературных премий — появился на литературной сцене Германии во второй половине 1950-х годов и сразу же ярко заявил о себе первым романом "Браки во Филиппсбурге" (1957 г.), который был отмечен премией Г.Гессе.

Дальнейшую литературную известность за М.Вальзером закрепила трилогия — "Половина игры" (1960 г.), "Единорог" (1966 г.) и "Крушение" (1973 г.). Эти и другие его произведения ("По ту сторону любви" (1976 г.), "Лебединый дом" (1980 г.), "Прибой" (1985 г.) уже давно заняли прочное место в истории немецкой литературы и стали пространством для диссертационных исследований.

М.Вальзер относится к старшему поколению литераторов, которое после Второй мировой войны создавало новую немецкую литературу. Это прежде всего писатели "группы 47" — Генрих Белль, Гюнтер Грасс, Альфред Андерш, членом которой является и Вальзер, а также такие литераторы из Германии, Австрии и Швейцарии, как Вольфганг Кеппен, Ганс Эрих Носсак, Зигфрид Ленц, Макс Фриш, Томас Бернхард и Уве Йонсон. И хотя сейчас они уходят с литературной сцены Германии, уступая место новому поколению писателей — Патрику Зюскинду, Ульрике Дреснер, Кристофу Рансмайру, Эльфриде Элинек, Бото Штраусу, Хайнеру Мюллеру, Кристиану Крахту, но Мартин Вальзер и еще, пожалуй, Гюнтер Грасс продолжают издавать новые сочинения, которые неизменно привлекают к себе внимание читающей публики.

Так, один из последних романов Вальзера "Смерть одного критика" (2002 г.), еще не появившись на книжных прилавках, вызвал настоящий переполох в рядах литературных обозревателей и критиков.

Что же касается романа М.Вальзера "Биография любви", то, как заявлено издателями в анонсе книги, грандиозности литературного скандала, который вызвала эта книга живого классика, позавидовал бы и самый продвинутый автор-авангардист. Возможно, потому, что в романе весьма узнаваемы и весьма нелицеприятно обрисованы многие "властители дум" современной Германии или потому, что история неистовой, иррациональной любви, рассказанная в книге, по выражению журнала "Шпигель", "задела за живое самых благополучных читателей".

День главной героини романа Сузи Герн всегда начинается одинаково: за завтраком ровно шесть раз она подставляет свой указательный палец, вынырнувший из миски с творогом, кошкам Домино и Дженни, которые сидят справа и слева от нее на большом белом круглом столе. Обычно после этого в дверях столовой появлялся Эдмунд, и кошки тотчас перебирались на одно из своих деревьев для точки когтей.

Но сегодня утром Эдмунд не завтракал дома с ней — он отправился в Рим со своей Птичкой Пудлих. Вместо него в столовую вошла за подносом с завтраком и традиционной шоколадкой Конни, дочь Сузи, и попыталась стащить лишнюю плитку шоколада. Но Сузи была неумолима — во всем должен быть порядок. Уже двадцать восемь лет, с того самого момента, когда профессор, принимая роды у Сузи, допустил роковую ошибку, она держится только благодаря упорству и любви к порядку. С четвертого раза Сузи добилась того, чтобы ее дочь обучалась в нормальной школе, а не в специальной. И в течение девяти лет во второй половине дня Сузи вдалбливала Конни все то, что та не поняла на уроках, т.е. в первой половине дня. И вот наступил день, когда отметки Конни оказались вполне приличными, а сама она стала лучшей в школе по английскому языку, но по математике ее не аттестовали — она абсолютно не понимала всего, что было связано с цифрами, даже элементарная таблица умножения была недоступна для ее понимания. И вот уже три года как Конни не дергает головой, семь лет как не мочит под собой постель. И все это благодаря упорству Сузи.

Когда-то, выйдя замуж за Эдмунда, ныне адвоката высшей пробы и чемпиона по заключению многомиллионных контрактов, Сузи согласилась на предложение Эдмунда: "Мы не будем никогда и ничего делать врозь. Ни один из нас не должен что-нибудь скрывать от другого". Это произошло менее чем через пять лет после их свадьбы, когда у них уже было двое детей. Эдмунд начал развивать перед Сузи свои представления о групповом сексе. Первый раз за все время она перестала понимать мужа, на что он заявил ей, что она не должна вести себя как обывательница, и предложил ей привести мужчину в их дом, затем он приведет женщину... Но после того, как Сузи увидела Эдмунда, выходящего из их спальни от проститутки, которую он привел, она поняла, что он больше никогда к ней не прикоснется, пока не будет принадлежать ей одной.

С тех пор у нее было много одноразовых встреч с мужчинами по объявлению. Завтра ей исполняется пятьдесят семь, и уже прошло два с половиной года из трех с того дня, когда Сузи поставила перед Эдмундом ультиматум: если к отведенному ему сроку он не оставит своих Птичку Пудлих, Прельманншу и Пролль, то она заставит его дать ей развод.