Российскими лесами будут владеть олигархи

Проект Лесного кодекса направлен против малого бизнеса

Проект Лесного кодекса, принятый депутатами Госдумы в первом чтении, ущемляет интересы субъектов Федерации и ставит под вопрос участие представителей малого и среднего бизнеса в лесозаготовительной деятельности. Администрация, Законодательное собрание и лесопромышленники Иркутской области отрицательно отреагировали на проект Лесного кодекса.

Парламентарии Иркутской области приняли ряд поправок к проекту и направили их сенатору Валентину Межевичу. В свою очередь Валентин Межевич передал эти поправки в Госдуму. Кроме того, с предложениями иркутских законодателей был ознакомлен Комитет по природным ресурсам Совета Федерации. Специально созданная рабочая группа разработала таблицу поправок, в которую вошли некоторые пункты документа, принятого ЗС Иркутской области. Таблица с комментариями будет оформлена как законодательная инициатива верхней палаты ФС, и поступит в Госдуму. Однако примет ли думское большинство эти поправки во внимание — большой вопрос.

Пока известно одно: принятие Лесного кодекса в том виде, в котором он написан сейчас, повлечет за собой смерть малого и среднего бизнеса, занятого в лесной отрасли.

Лес с молотка

По словам Николая Носырева, президента Союза лесопромышленников Иркутской области, самое страшное в проекте Лесного кодекса — это аукционы; пользоваться лесным богатством смогут только богатые. Предприятиям малого и среднего бизнеса в таких условиях не выжить — при любом раскладе на аукционе им олигархов не переиграть.

— С одной стороны, малые предприятия не развивают деревообработку, а только вырубают лес, но, чтобы строить деревообрабатывающие мощности, нужна долгосрочная аренда лесов, которую они получить не могут, — говорит Николай Георгиевич. — Кроме того, если малый бизнес уйдет с лесного рынка, небольшие лесные массивы останутся не у дел. Крупному предприятию нет смысла заходить на три дня на участок, а таких участков предостаточно, и скоро будет еще больше — подрастают леса, высаженные 50, 60, 70 лет назад. Но это все малые массивы, которые следует обрабатывать малым предприятиям.

На сегодняшний день из 20 миллионов кубометров леса, заготавливаемых на территории Иркутской области, перерабатывается около 7—8 миллионов. Все остальное продается в круглом виде. Только в прошлом году в Китай и Японию было вывезено 6 миллионов кубометров кругляка.

Тем не менее существуют небольшие предприятия-лесозаготовители, которые поставляют древесину российским лесоперерабатывающим комплексам, их роль тоже необходимо учитывать.

Срока аренды хватит себе и детям

Сколько всего предприятий в Иркутской области сегодня занимается лесным бизнесом, доподлинно неизвестно. Называют только приблизительные числа — 3000—3200. А сколько их будет после принятия Лесного кодекса, совершенно неясно.

Лесозаготовители Приангарья и так уже полгода находятся в подвешенном состоянии: конкурсы не проводятся, договоры не перезаключаются — все ждут нового закона. Напряженность в лесной отрасли растет
— никто не знает, что же будет завтра.

А завтра может произойти следующее: все лесные вопросы будут решаться только в Москве, в Федеральном агентстве по лесному хозяйству, и региональные власти никак не смогут влиять на ситуацию.

Когда-то леса находились в совместном ведении государства и субъектов Федерации, потом государство взяло на себя большинство полномочий. В новом же проекте Лесного кодекса субъекты РФ из участия в данном вопросе исключены полностью.

— Из Москвы на наши леса смотрят как на предмет обогащения, а мы здесь смотрим на них как на предмет обеспечения жизнедеятельности, — говорит Николай Носырев. — Новый кодекс предусматривает аренду лесов на срок до 99 лет. Никаких условий не оговаривается. А если арендатор не будет использовать леса или начнет использовать не по назначению...

На основании действующего Лесного кодекса крупные лесопромышленные предприятия получали леса в аренду на срок до 49 лет. Однако таковых в области меньше десятка. В основном в лесном бизнесе заняты малые и средние предприятия, которые арендуют леса лет на пять. Сейчас у многих сроки аренды подходят к концу.

В общем и целом найти что-то положительное в проекте Лесного кодекса сложно. По мнению президента Союза лесопромышленников Иркутской области, положительно то, что арендуемые участки банки будут принимать в качестве залога. Когда леспромхозам или частным лицам закладывать станет совсем нечего, они смогут поставить на кон свой участок, получить кредит и развиваться дальше. Вопрос — будут ли у них эти участки?