Омуля в Листвянке продают нелегально, но открыто

Прошла неделя после запрета главным санитарным врачом Иркутской области Петром Кауровым розничной торговли копченым омулем с рук в поселках на берегу Байкала. Упомянутое распоряжение должно лишить работы и средств к существованию жителей Листвянки и прилегающих поселков, которые исторически живут этим нехитрым промыслом. Было совершенно очевидно, что рыбники не подчинятся.

"Со всей этой историей мы тут поневоле стали звездами — по нескольку раз давали интервью разным иркутским телеканалам и газетам" — так сегодня в Листвянке встречают журналистов.

— К нам приезжает большинство звезд, которые едут на гастроли в Иркутск. У нас была даже Пугачева! А недавно за рыбой приезжала Нина Усатова. Бумаги под рукой нет, приходится брать автографы на обертках от шоколадок — у многих дома по нескольку таких шоколадок. Очень много покупают рыбы — соленой и холодного копчения, которая долго не портится, — приезжие с Европейской части России, — рассказывают хозяева рыбных рядов.

Но кроме местной экзотики есть более важная проблема, связанная с необдуманным запретом: домашние коптильни по сути являются "градообразующим производством" в Листвянке. На пристани сегодня "официально" работают около 70 человек. Лишить их работы — это значит оставить без средств к существованию 70 семей, т. е. большую часть населения поселка.

— Я профессиональный повар, — говорит хозяйка рыбного лотка Татьяна. — Если бы в Листвянке была нормальная работа — стала бы я стоять здесь на сквозняке и дышать этим дымом?

Глава администрации поселка Галина Морозова намерена решительно отстаивать интересы поселян.

— Таким варварским методом я не позволю прекратить торговлю! — отрезала она. — Я тоже за то, чтобы люди переходили на цивилизованную торговлю, пользовались не домашними, а промышленными коптильнями. Но лишить людей работы я не позволю — других рабочих мест в поселке нет.

Сейчас конфликт завис на точке неопределенности. Торгуют, конечно, меньше — остались самые стойкие и убежденные в собственной правоте. 18 июня, в субботу, в поселковой администрации в очередной раз соберутся "большие начальники" из Иркутска, чтобы выработать приемлемые пути выхода из этого кризиса.

Что будет решаться, известно уже сейчас. Планируется открыть ветеринарный пункт для проверки качества копченой рыбы, а также организовать новую торговую площадь — чуть дальше от причальной площадки, на которой торгуют сейчас. Намереваются выдавать рыбникам сертификаты качества продукции. Но как это будет выполнено на практике — большой вопрос.

— Там, где планируют организовать новую торговую площадь, неподалеку расположена детская турбаза. Как вы думаете, долго выдержат дети дым от коптилен? — задает риторические вопросы продавец рыбы Татьяна. — Кто будет выдавать сертификаты? Когда приезжали с проверкой из Иркутска, я говорила их главному: "Выдайте мне сертификат, я любые проверки пройду!" Он говорит: "Не выдам, не имею права". А сам его требует. Так кто же имеет право? От нас требовали санкнижки — мы их оформили. Требовали зарегистрировать ЧП — мы его зарегистрировали. Когда в Култуке были отравления омулем в прошлом году, мы сдали свою рыбу на анализ, — чистая рыба. Так что вы от нас еще хотите? Скажите, мы сделаем.

Сами местные говорят, что проблемы с сомнительным качеством рыбы связаны с "пришлыми" — в последнее время на причале появляются приезжие рыбники. Едут с Больших Котов, с Большой Речки, даже с Ангарска. И никто не может дать гарантии, что они отвечают за качество своей продукции.

В результате торговля продолжается вопреки приказу санитарного врача. Говорят, рыбников предупреждают, когда приезжают комиссии или иностранные делегации, и они устраивают себе однодневный выходной, а на следующий день вновь выходят на трудовую вахту. Кстати, по секрету автору рассказали, что одна из очередных проверок разогнала торговцев по домам, а потом чиновники с чувством выполненного долга... пошли искать частников, чтобы купить омуля домой, себе под пиво. И я их прекрасно понимаю: работа работой, а без копченого омуля из Листвянки возвращаться просто глупо — люди не поймут.

А тем временем проблемы противостояния с иркутскими властями помаленьку уходят на второй план из-за более насущных — омуля становится все меньше. По нашим сведениям, в начале этой недели с рыбалки на Малом море вернулось 13 судов, которые "по совокупности" привезли всего 70 килограммов омуля. Это вторая и основная причина подорожания омуля — после его качества, оспариваемого иркутскими властями...