Наработались

Сессия областного парламента прошла со скоростью курьерского поезда

На прошлой неделе депутаты Законодательного собрания области решили меньше платить чиновникам, признали право на жизнь "мэрской комиссии", рассмотрели поправки в бюджет и заявили о желании переехать в другое здание. А всего за день стахановской работы на сессии народные избранники приняли 14 законов и 30 постановлений.

Ох уж этот Козьмин!

Депутат Алексей Козьмин опять придумал поправку к закону, которая ухудшает материальное положение чиновников. С его подачи на апрельской сессии депутаты уже урезали большим государевым людям и "освобожденным" депутатам срок получения компенсаций с года до шести месяцев, теперь настал черед областных госслужащих (в том числе и сотрудников аппарата ЗС). Суть вопроса в том, что при вступлении в должность нового губернатора служащие обладминистрации слагают свои полномочия. Конечно, новый губернатор может снова принять их на работу. Но ведь может и не принять. Особенно это касается замов
— любой лидер предпочитает набрать свою команду. И тогда по закону до момента трудоустройства уволенные получают компенсацию в размере своей месячной зарплаты. Но такая сладкая жизнь не могла продолжаться больше года. Козьмин предложил сократить время содержания неустроенных чиновников за счет бюджета до полугода.

Контрольно-счетная палата посчитала, во что обходится казне выплата этих компенсаций. Суммы, надо сказать, получились приличные. Так, с учетом минимальных надбавок, денежное содержание первого зама губернатора составляет 75 514 рублей, за полгода ему полагается 453 081 рубль (если считать по максимальным надбавкам, то 110 758 и 664 545 рублей соответственно). Председатель комитета по минимуму имеет в месяц 45 609 рублей и за полгода простоя может получить 273 656 рублей (по максимуму — 62 151 и 372 905 рублей). При сокращении срока выплат областной бюджет получает экономию от 15 миллионов 536 тысяч до 21 миллиона 814 тысяч рублей (в зависимости от того, каким будет размер надбавок). Депутаты дружно проголосовали за эту поправку.

"Мэрская" поправка

Об этой поправке к закону о бюджетном процессе мы уже рассказывали. Мэр Иркутска Владимир Якубовский предложил в ходе подготовки годового бюджета области создавать комиссию, которая бы согласовывала очень важные вопросы: сколько денег область должна досылать тем или иным муниципальным образованиям, чтобы они не попадали, как в этом году, в ситуацию финансового ступора. При обсуждении поправки на заседании бюджетного комитета против нее высказывался Петр Парцей, представитель обладминистрации в ЗС.

Владимир Якубовский находился в зале и был готов защищать свою поправку. Ожидалось, что его оппонентом выступит губернатор Борис Говорин, однако как раз,
когда до этого вопроса дошла очередь, губернатора куда-то вызвали. В кулуарах потом шутили, что не иначе как Якубовский организовал телефонный звонок. И в бой пошел Петр Николаевич, который попросил вынести эту злополучную поправку из общей таблицы и голосовать по ней отдельно. Перешли к обсуждению. Якубовского поддержал вице-спикер Геннадий Истомин, который сказал, что сейчас мэры оказались исключены из бюджетного процесса, муниципалитетам отдали остатки финансовых ресурсов, что и привело к немыслимым дефицитам местных бюджетов в 300 и 500 процентов.

В процессе обсуждения спикер ЗС Виктор Круглов спохватился, что допустил нарушение: только депутат имеет право требовать вынесения поправки из таблицы. Но переигрывать уже не стал и поставил вопрос на голосование. Поправка прошла. Однако потом на пресс-конференции Виктор Кузьмич заметил, что к этому вопросу, скорее всего, еще придется возвращаться, так как "механизм ее действия не продуман".

Ангарский разлом

Инициативы мэра Евгения Канухина по присвоению Ангарску статуса городского округа (сейчас он признан городским поселением) обсуждались перед сессией долго и бурно. Профильный комитет рекомендовал их отклонить, спикер просил их отозвать, ангарчане на митинге требовали их признать. В итоге на сессии Виктор Круглов сообщил, что дума Ангарска просит отложить рассмотрение спорного вопроса, а Борис Говорин заметил, что это именно он попросил думу пойти на такой шаг. По ряду признаков ангарский вопрос зашел в тупик: по действующему закону, его нельзя признать городским округом, так как тогда нужно туда включить Мегет и как-то определиться с Одинском и Савватеевкой. Однако Мегет активно сопротивляется и не хочет становиться микрорайоном.

Виктор Круглов призвал не спекулировать терминами: название "городское поселение" не значит, что Ангарск перестанет быть городом. По мнению спикера, юристы должны сделать все возможное, чтобы найти какой-то правовой выход из этой ситуации, и на это им дается месяц — до следующей сессии, назначенной на 22 июня. Также в разруливании конфликта задействована комиссия, в которую вошли чиновники и депутаты города и области, почетные жители Ангарска. Если до 22 июня они ничего не придумают, все останется как есть, и тогда у ангарчан одна дорога — в Госдуму, с поправками в федеральный закон.

Свой дом. И никаких гвоздей!

Отчитываясь на сессии по расходам ЗС в 2004 году, Виктор Круглов заметил, что работа со сметой, конечно же, полезна, но есть вопрос, насколько эта смета обеспечивает работу областного парламента, — и предложил в 2006 году организовать работу ЗС самостоятельно, "вплоть до отдельного здания".

Позже на пресс-конференции он развернул этот тезис: "В законе говорится, что мы должны быть самостоятельными, не зависимыми от других органов власти, а сейчас мы по каждому гвоздю обращаемся в хозотдел администрации (ЗС занимает четвертый этаж здания обладминистрации. — Прим. авт.). Зал заседаний не подготовлен, нигде уже таких нет. Мы находимся в прошлом веке". По словам Виктора Круглова, предварительный разговор на эту тему с губернатором уже состоялся и здания уже есть на примете.

Не так давно ЗС уже озвучивало желание переехать — в трехэтажное здание Иркутского филиала СУЭК (бывший Востсибуголь), однако потом выяснилось, что собственник и не думал расставаться с этой недвижимостью и, более того, зал, который так приглянулся депутатам, разгорожен ввиду нехватки кабинетов.

А что касается расходов, то в 2004 году на ЗС фактически ушло 62 миллиона 318 тысяч 391 рубль. Сюда входит и зарплата, и командировочные, и оплата помощников (их, кстати, у 45 депутатов 225), и ремонт, и покупка оборудования. А вот статьи "Аренда помещения" в смете нет, администрация не берет деньги с депутатов за кабинеты и зал. Интересно, удастся ли парламенту найти новое здание на столь же благоприятных для бюджета условиях?