Псих изнасиловал и убил старушку

Перед этим он требовал у нее денег на подарок своей маме

1 января 1999 года примерно в полдень в дежурной части Тулунского ГОВД раздался телефонный звонок. Звонивший мужчина сообщил, что в доме напротив его жена обнаружила тело их престарелой соседки. Это сообщение дежурный сразу же переадресовал следователю районной прокуратуры, и уже по его указанию на место предполагаемого убийства выехала следственно-оперативная группа.

Старушка жила от пенсии до пенсии

Войдя в помещение, следователь и оперативники действительно увидели на полу в неестественной позе тело раздетой женщины. Соседка убитой рассказала оперативникам, что они с бабушкой поддерживали хорошие соседские отношения и часто заходили друг к другу в гости. Вот и в тот праздничный день, выспавшись вволю после ночного застолья, она решила зайти к соседке и поздравить ее с наступившим Новым годом.

— Я хорошо знала, что баба Таня живет очень скромно, как говорится, от пенсии до пенсии, и поэтому, прихватив недопитую с вечера бутылку вина и закусочку, решила зайти и поздравить живущую одиноко бабушку.

На вопрос оперативников о том, почему же они не пригласили старушку праздновать Новый год к себе, женщина ответила, что в предпраздничный день бабушке по программе соцобеспечения должны были привезти уголь.

— Надо же было такому случиться, — продолжала свой рассказ женщина, — не позже и не раньше привезли уголек, а именно 31 декабря, и вывалили на улице. Ближе к вечеру мы видели, что она наняла двух грузчиков и они ведрами перетаскивали ей топливо в стайку. Работу они закончили затемно, и баба Таня сказала, что тоже намаялась, поэтому ей не до праздников — сразу же ляжет отдыхать. Вот именно поэтому я с утра пораньше и побежала с бутылочкой к ней, а когда зашла в комнату и увидела все, то чуть со мной припадок не случился.

На вопрос о том, были ли у старушки какие-либо сбережения, соседка ответила, что баба Таня почти каждый день сокрушалась по поводу денег и назвала оставшуюся до пенсии сумму. После того как она уплатила за уголь, у нее должно было остаться не более пятидесяти рублей.

— Говорю вам, что она еле-еле концы с концами сводила.

По почерку преступления пришлось искать психа

В ходе предварительного осмотра экспертом было установлено, что женщина скончалась от ножевого ранения в область горла. Кроме того, на шее убитой женщины виднелись темные следы, которые указывали на то, что женщину пытались удушить. Но более всего членов следственной группы поразил тот факт, что на теле 76-летней женщины имелись следы сексуального насилия. Разбросанные по всему дому личные вещи убитой говорили о том, что помимо убийства было совершено и ограбление.

Осмотр места преступления и прилегающей территории не дал никаких дополнительных вещественных доказательств, кроме шнура электропроводки, вырванного из неработающего холодильника, которым, по всей видимости, и пытались первоначально удушить старушку.

Опрос других соседей тоже не дал никаких дополнительных сведений. Все подтверждали только то, что накануне у старушки работали два парня в возрасте от 20 до 25 лет, но кто они такие были, конкретно никто из соседей ответить не смог. Пришлось оперативникам составлять словесный портрет наемных работников, но свидетели хорошо запомнили только одного из них — того, кто стоял на улице и лопатой насыпал уголь в ведра. Внешность второго, носившего шапку-ушанку с опущенными ушами, никто описать не смог.

Так как следствием сразу же была выдвинута версия, что ограбление и изнасилование старушки мог совершить психически нездоровый человек, оперативники стали проверять всех стоящих на учете в местном психдиспансере молодых людей в возрасте до 25 лет. Под подозрение попали девять человек, из которых никто не подходил под составленное описание. Тем не менее оперативникам пришлось отрабатывать каждого.

Старшего брата вытащили из чужой постели

Одним из подозреваемых являлся 20-летний парень по имени Антон. На вопрос о том, где он был вчера вечером, парень ответил, что гулял. А где он гулял, от него никак добиться не удалось. Мать тоже не могла сказать, где был ее сын в интересующий оперативников отрезок времени.

— Да он больше дома сидит, — говорила его мать. — По хозяйству помогает. Он у меня хоть немного и не в себе, а помощник хороший, не то что старший сын. Тот у меня совсем непутевый. Неделями дома не показывается. Вот и сейчас — ушел еще с вчера, так до сих пор о нем ни слуху ни духу.

Известие о том, что у женщины еще есть 24-летний сын, насторожило оперативников, и они показали ей составленный фоторобот. Посмотрев изображение на бумаге, мать на вопрос оперативников о том, не похож ли ее сын на этого человека, ответила:

— Нет, совсем не похож... Вот разве что глаза... Да, глаза, пожалуй, похожи на Славкины.

Где искать ее старшего сына, она тоже не знала, но наобум назвала несколько адресов, по которым можно было поискать ее, как она выразилась, "непутевого старшенького".

Посетив три указанных адреса, сыщики не нашли там следов пребывания Вячеслава. Правда, в одном из домов проснувшийся с похмелья молодой мужчина сказал, что разыскиваемого Славика они, скорее всего, смогут найти в у девушки по имени Вера, и назвали адрес.

И парня взяли, как говорится, тепленьким. Вылезая из-под одеяла, где он спал с хозяйкой квартиры, Вячеслав на чем свет костерил милиционеров, обвиняя их в том, что они нарушили его отдых. Правда, придя в себя и уяснив, что хотят от него сотрудники милиции, Вячеслав тут же признался, что действительно, накануне вечером он помогал какой-то незнакомой старушке затаскивать уголь в подворье. Как оказалось, подрядил их туда подработать к празднику брат этой самой Веры, у которой он сейчас находился.

— Ну и че? — вопрошал Вячеслав. — Сто рублей тоже деньги. На них мы вчера, можно сказать, и погуляли.

20 рублей психу показалось слишком мало

На вопрос о том, один ли он там работал, Вячеслав чистосердечно ответил, что ему помогал его младший брат Антон.

— Но я ему, этому мамкиному дурачку, ничего не дал. Сказал, что бабка нас обманула и денег не будет. Братишка еще возмущался и требовал денег, так что пришлось дать ему подзатыльник и отправить домой.

Оперативники предложили парню собраться и проехать с ними к нему домой. На импровизированной очной ставке младший брат под напором старшего вынужден был признаться, что накануне вечером он работал у погибшей женщины. Далее оперативникам ничего не стоило расколоть психически больного парня, и он со слезами на глазах рассказал, что хотел на заработанные деньги купить подарок маме.

— А Славка сказал, что бабушка нас обманула и не дала денег. Я пошел к ней и стал требовать, чтобы она отдала деньги, но она не давала...

Постепенно, со слов Антона, перед следствием вырисовалась картина этого чудовищного преступления.

Когда работа по загрузке угля была выполнена, пенсионерка сполна рассчиталась с работниками и стала спокойно готовиться к празднику. Ближе к одиннадцати часам вечера во двор к старушке заявился один из помощников, который стал требовать деньги за выполненную работу. В ответ на слова пенсионерки, что она рассчиталась с ними сполна, молодой человек стал буянить, бить стекла и требовать деньги. Затем, применив силу и взломав дверь, хулиган прорвался в дом и перерыл все шкафы и другую мебель в поисках желанных денег, но так ничего и не нашел. Перепуганная хозяйка вынуждена была отдать вымогателю последние оставшиеся от пенсии двадцать рублей.

Этого психопату показалось слишком мало, и он, сорвав с пустого и неработающего холодильника шнур, набросил его на шею "несговорчивой" бабушки и стал ее душить. Когда рассвирепевший садист понял, что ничего не добьется от потерявшей сознание старушки, он раздел ее и изнасиловал. Пришедшая вскоре после этого в себя пенсионерка стала стыдить молодого человека и угрожать ему милицией, что, по мнению оперативников, было роковой ошибкой. Чтобы замести следы содеянного, преступник вытащил складной нож и с размаху воткнул его в горло лежащей на полу жертвы.

Переступив через окровавленный труп, убийца собрал по комнатам кое-какие вещи и продукты. Не побрезговал он и начатой бутылкой растительного масла, после чего спокойно удалился домой.

Сотрудникам тулунской милиции удалось раскрыть это преступление всего за шесть часов. По решению следователя прокуратуры, парень был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу, которая признала его психически больным, и он был отправлен на принудительное лечение.