Депутаты устремились к прозрачности

На следующей неделе депутаты Законодательного собрания области соберутся на очередную сессию. Народные избранники должны будут принять решения по разным вопросам, касающимся бюджетов, территориальных проблем, беспризорных детей, Лесного кодекса, ЖКХ и даже коррупции. На заседаниях различных комитетов в этот раз чаще обычного звучит слово "прозрачность".

"Мэров бросили под танки"

Так депутат Гайдар Гайдаров на заседании комитета по бюджету сказал о сегодняшнем состоянии муниципалитетов. Обсуждалась поправка Якубовского в закон области о бюджетном процессе. Страсти накалялись.

Суть в том, что мэр Иркутска Владимир Якубовский предлагает создать рабочую комиссию, которая будет играть роль своего рода буфера между муниципалитетами и областной администрацией. Предполагается, что в комиссию должны войти депутаты и представители обладминистрации, чтобы в ходе подготовки областного бюджета на следующий год учесть финансовые проблемы муниципальных образований.

— Мы говорим о дефиците бюджетов в этом году в 300—500 процентов! — кипятился Гайдар Мамедович. — Когда собиралась ассоциация мэров, Усманов (мэр Черемхова. — Прим. ред.) говорил, что еле вырвался из своего кабинета, у него в приемной полно людей, которые не получают зарплату. Каждый второй мэр сообщает о плачевной ситуации, но они вычеркнуты из участников процесса, и мы не смогли добиться того, чтобы их выслушали. Поэтому такая комиссия нужна!

— В этом году в половине территорий прокурором области против мэров возбуждены уголовные дела за непринятие бюджетов, — подтвердил Якубовский уже как председатель ассоциации мэров.

— Что за комиссия, создатель?! — периодически восклицал Петр Парцей, представитель администрации в ЗС. — Какие у нее будут полномочия? Зачем она нужна? Это будет какая-то торговая комиссия, а не рабочая.

— Есть текущий бюджетный процесс, — невозмутимо констатировал Владимир Пашков, и. о. начальника Главного финуправления. — Но в этом году были приняты федеральные законы, построившие его по-другому, отсюда и все проблемы. А с территориями мы и так работаем, без всяких комиссий. На днях согласовали Ольхонскому району сумму бюджетного кредита, чтобы с зарплатой не было проблем. К тому же администрация намерена централизовать выплату зарплаты без изъятия источников в МО, и все территории, которые попадут под централизацию, могут высвободившиеся деньги направить на подготовку к зиме или еще на что-то.

— Вот о том и речь! — не сдавался Якубовский. — Зачем каждые три месяца что-то изыскивать, рассматривать и менять? Это все нужно сразу определять, чтобы мэры не стояли здесь в очереди в ГФУ с протянутой рукой. Открытое обсуждение на комиссии сделает все эти процедуры более прозрачными.

На том и расстались, как говорится. Депутаты единогласно проголосовали в поддержку поправки. Представители администрации с ней не согласились, о чем Петр Парцей не преминул заявить и на коллегии ЗС. Окончательное решение будет принято на сессии.

Да, и по поводу танков. Появились основания для оптимизма — обладминистрация подкинула осажденным мэрам денег. На сессию выносятся уточнения в областной бюджет этого года. Немного возросли собственные доходы и на 456 миллионов увеличены безвозмездные поступления из федеральной казны. Для сбалансированности местных бюджетов дополнительно выделяется 31,5 миллиона рублей. Субсидии в рамках федеральной программы развития регионов составят 162 млн рублей, увеличиваются расходы на образование, медицину, культуру и другие статьи. Правда, в апреле говорилось, что для снятия финансового стресса области нужно более 4 миллиардов рублей, но радует, что процесс все же пошел.

Первый тайм мы уже проиграли

Речь о Лесном кодексе. Как известно, новый документ, внесенный в Госдуму, вызвал неприятие лесных регионов, в число которых входит и Иркутская область. Однако все попытки завернуть законопроект не увенчались успехом (лесных регионов всего-то 12—13, а остальным, как обычно, все равно), и он принят в первом чтении. По словам Геннадия Нестеровича, председателя комитета ЗС по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству, Лесной кодекс лишил регионы права участвовать в распределении и контроле за лесным хозяйством, хотя Конституция РФ обозначает леса как объект совместного пользования Федерации и ее субъектов. Теперь наши депутаты работают над поправками, чтобы попытаться внести их во втором чтении. В частности, предлагается ввести маркировку леса — чтобы на каждом бревне было что-то типа акцизной марки. Это позволит отследить, кто рубил, где и насколько законно.

Еще одна поправка запрещает передавать леса в субаренду без уведомления арендодателя. Предлагается также разрешить тем, кто заключил договоры аренды на 49 лет, работать по ним и после принятия закона. Сейчас в кодексе заложена норма, по которой арендовать лес можно максимум шесть лет, а потом участок снова выставляется на аукцион.

— Мы считаем, что в таких условиях малый и средний бизнес не смогут противостоять крупным лесопромышленным корпорациям, — комментирует Геннадий Николаевич.

Комитет подготовил поправки в закон о недрах и в Водный кодекс. Получается, что после вступления в силу закона о недрах регион не сможет самостоятельно разрабатывать небольшие месторождения того же угля и газа — для нужд муниципалитетов. Все нужно будет оформлять через федеральные структуры и через аукционы.

Большие проблемы могут возникнуть и с водой. В Усть-Удинском, Заларинском, Усольском и некоторых других районах 2/3 территорий расположены на солевых пластах, и обеспечение чистой питьевой водой — очень дорогое удовольствие. При этом область лишается возможности прокладывать даже локальные сети, этот вопрос полностью повешен на муниципалитеты, а водный налог теперь забирает Федерация.

Одним словом, суть предлагаемых комитетом поправок — дать региону право на участие в распоряжении природными ресурсами. Правда, шанс включить эти поправки невелик, хотя к работе подключены и наши депутаты Госдумы, и представитель в Совете Федерации Валентин Межевич.

Мы смело в бой пойдем

Комиссию по противодействию коррупции предлагается сформировать в областном парламенте. Поводом для такой инициативы, по словам вице-спикера Людмилы Берлиной, стали президентское послание и обращения граждан, которые жалуются на нерадивость и корыстолюбие чиновников. Комиссия должна будет анализировать законодательство (как областное, так и федеральное) и решения, принимаемые исполнительной властью, на предмет того, нет ли в них лазеек для коррупционеров. Если таковые найдутся, комиссия доложит депутатскому корпусу, а корпус внесет поправки, чтобы лазейки убрать. Она также может работать с правоохранительными органами, СМИ, проводить депутатские слушания, привлекать к работе общественность и экспертов и т. п.

Усомнился в эффективности такой работы опять-таки Петр Парцей: "Для начала надо определить, что такое коррупционность. Как вы будете изучать законы на предмет коррупционности?" Но депутаты были непреклонны в своем стремлении начать борьбу с мздоимством. "Это лучше, чем вообще ничего не делать", — парировал Максим Сурнин, председатель комитета по собственности и экономической политике.

Логичным продолжением этой темы могло бы стать Положение о правилах депутатской этики, которое и планировалось вынести на майскую сессию. Однако, по словам Антона Романова, автора этого кодекса чести, вопрос перенесли на июнь, в том числе и потому, что "документ очень необычен для депутатов". Необычность заключается в том, что депутатам предлагается взять на себя добровольные обязательства, нарушение которых не карается законом, но существенно портит их репутацию в глазах коллег и избирателей. Депутат обязуется быть нестяжателем, неподкупным, честным, объективным, решения принимать в интересах избирателей (если возник конфликт интересов) и т. д. Антон Васильевич такую декларацию пытается внедрить в ЗС уже несколько лет, и никогда еще он не был так близок к цели.

Может, и правда время пришло хотя бы заговорить о борьбе с коррупцией и о прозрачности. Ведь в начале ж было слово.