Награда нашла героя

Он плакал, уходя на пенсию. Он прощался с небом, с самолетами. Наверное, небо было его лучшим другом. Он был Летчиком с большой буквы. Он был солдатом. На его счету 356 (!) боевых вылетов, 27 воздушных побед, 15 сбитых лично и 12 в группе самолетов, множество боевых орденов и медалей. Это Герой Советского Союза, герой Англии, летчик-испытатель Иннокентий Васильевич Кузнецов.

Родился Иннокентий 12 декабря 1914 года в селе Дума (сейчас Нукуты). Мог ли кто предположить, что этот сельский паренек, выросший в многодетной крестьянской семье, без отца, имеющий семь классов образования, совершит такие подвиги, и где — в небе!

Началось все с того, что Кузнецовы переехали в Иркутск, а Иннокентий устроился на строящийся авиазавод. Работал кем придется: землекопом, мастером, слесарем. Но, видно, небо звало, и Иннокентий поступил в парашютную школу, а затем в аэроклуб, закончив который стал пилотом и летчиком-инструктором. У парня обнаружились способности к летному делу. По рекомендации комсомола Кузнецов поступил в Батайскую истребительную авиашколу.

Война настигла Кузнецова, когда он по распределению служил в Западном особом военном округе, в 129-м истребительном авиаполку. Встретил Иннокентий войну сурово и сразу же по-солдатски: 22 июня сбил первого в своей жизни немца.

Сражался Иннокентий Васильевич и под Ржевом, и под Москвой, и в районе Белгорода, и в самом пекле "харьковской мясорубки", но самое, пожалуй, жизнеопределяющее значение для Иннокентия сыграл город Кинешма. Вы, верно, такого не знаете? Там проводились сборы английских истребителей под названием "Харрикейи", там же учили на них летать, там же встретил Иннокентий женщину всей своей жизни — фронтовичку Зою. После войны они сыграли свадьбу.

3 марта 1943 года "кобры" ГИАП, в котором воевал тогда Кузнецов, встретили незнакомые самолеты противника. Ожесточенная схватка в небе закончилась тем, что Кузнецов в горящем самолете тараном пошел на врага. И выжил. Обломки двух самолетов посыпались вниз. Ослабевшего, израненного летчика, спускавшегося на парашюте, хотели добить, но спасли наши, вовремя открыв заградительный огонь, да еще и преследователей накрыли.

После этого случая Кузнецов стал национальным героем Англии и был впервые представлен к званию Героя Советского Союза.

С ранением в ногу Иннокентий попал в госпиталь, где в это время лечился Василий Сталин после своей знаменитой рыбалки. Поговаривают, что между мужчинами возник конфликт, из-за чего Кузнецова никак не хотели признавать героем.

Когда война закончилась, Иннокентий был уже замкомандира полка.

После войны Кузнецов стал летчиком-испытателем, летал на Ту-14, Ил-28, Ан-12.

В 60-х годах начали выпускаться Як-28, но Иннокентий Васильевич был признан несоответствующим по состоянию здоровья. Пора было на пенсию. Позже Кузнецовы переехали на юг, в Геленджик.

Занимался Иннокентий садом-огородом, рыбачить любил, жил, как обычный пенсионер, в квартире с удобствами во дворе. Это потом уже А.В.Самойлов добился благоустроенной квартиры для Кузнецова. Хотя последний мог преспокойно уехать в Англию и жить там в особняке.

Наша же страна не оценила своего солдата — долгое время не признавала его героем. И не признала бы, если бы не геленджикские пенсионеры, ветераны войны и труда. Не могли они снести такой несправедливости. Ими была организована инициативная группа во главе с Героем Советского Союза И.С.Кравцовым.

Нелегко пришлось группе. Министерство обороны на запросы не отвечало.

"И.В.Кузнецов в числе награжденных званием Героя Советского Союза не значится". Но группа не отступалась. Обращались и в Верховный Совет СССР, и в командование Вооруженных сил СССР, и к депутату Верховного Совета СССР В.В.Касьяну, который писал письмо министру обороны Р.Т.Язову.

И 7 мая программа "Время" показала короткий репортаж о вручении Иннокентию Васильевичу "Золотой Звезды" и ордена Ленина. Ему тогда было уже 77 лет. Но лучше поздно, чем никогда.

Теперь его с нами нет, но осталась память о его подвигах. Не забывайте, люди, о своих героях, помните, что все это для нас, рассказывайте детям, внукам своим о том, какое раньше было племя...