Призывника второй раз судят за уклонение от службы

Подсудимый утверждает, что не может идти в армию, потому что ухаживает за больной матерью

Впервые в Иркутской области, а возможно, и в России, призывника второй раз судят за уклонение от службы в армии. Скоро Ивану Купрякову, повторно обвиняемому по статье 328 ч. 1 УК РФ, исполнится уже 26 лет. Он утверждает, что никогда не скрывался от армии, но пойти служить не может, потому что ухаживает за матерью-инвалидом. Сотрудники Иркутского сельского военкомата, к которому приписан Купряков, ссылаясь на закон о воинской обязанности и военной службе, заявляют, что в армии юноша служить обязан, потому что у него есть старшая сестра, которая и должна заботиться о больной матери.

Иван Купряков должен был пойти в армию еще в 1999 году. Два раза он получал отсрочки от службы — в связи со смертью старшего брата и на время учебы в авиационном техникуме. После отсрочек военкомат направлял призывнику повестки, но молодой человек говорит, что ничего не получал.

В 2002-м году Купряков был доставлен в военкомат, дело передали в прокуратуру, а затем суд принял решение дать уклонисту один год условно.

Когда срок истек, военкомат вновь начал вызывать Купрякова повестками. Иван прошел медкомиссию, был признан годным, но на призывную комиссию не явился — написал заявление об отсрочке в связи с болезнью матери.

По словам Андрея Шанюка, начальника 2-го отделения Иркутского сельского военкомата, это заявление должны были рассмотреть на призывной комиссии, но только в присутствии самого Купрякова. А так как он на заседании не появился, то был объявлен в розыск.

Призывника нашли и доставили в военкомат в 2004 году. Там он при свидетелях заявил, что в армию не пойдет и подписывать повестки отказывается. Дело вновь передали в прокуратуру.

В настоящее время оно рассматривается судом Иркутского района, но главный свидетель Купрякова, его мать Лидия Иосифовна, находится в больнице, поэтому, когда суд примет решение, сказать пока трудно.

— У моей матери вторая группа инвалидности — больное сердце, — рассказывает Иван Васильевич.— Мы живем вдвоем в деревянном доме. Она без меня не сможет ни дров принести, ни за водой сходить. Сейчас вот ей дали льготные рецепты на лекарства, я месяц по аптекам бегал и в результате купил эти лекарства на свои деньги — тысячу рублей заплатил. У матери пенсия полторы тысячи. Если меня в армию заберут, она даже лекарства себе купить не сможет.

Иван говорит, что хочет обеспечить своей матери достойную старость, поэтому и работает с утра до ночи — занимается евроремонтом.

— Я ни от кого не прячусь, просто прихожу домой уже после девяти вечера. Меня уже второй раз хотят осудить, и я не понимаю за что. Я даже не дрался ни разу в жизни, — признается Купряков.

Тем не менее закон на стороне военкомата — если у Ивана есть сестра, то она и должна ухаживать за матерью.

— Моя сестра живет в Красноярском крае, — говорит Купряков. — Она часто ездит в командировки, а муж у нее алкоголик, мать с ним оставлять нельзя. К тому же сестра живет на пятом этаже — мать на улицу даже выйти не сможет. Да и климат красноярский ей не подходит.

Однако в законодательной базе, на которую опираются военные комиссариаты, четко прописано, что если у призывника есть братья, сестры или другие близкие родственники, которые обязаны заботиться о нетрудоспособных членах семьи, то они должны это делать независимо от своего места проживания.

В любом случае истину установит суд. Но, как показывает практика, уклоняющимся от службы в армии обычно дают либо условные сроки, либо ограничиваются взысканием штрафа.

Сегодня же впервые в истории в суде Иркутского сельского района состоится слушание дела по уклонению от альтернативной гражданской службы. Как уже сообщала газета "СМ Номер один", один из иркутских альтернативщиков, прибыв к месту службы, был огорчен нелюбезным приемом и вернулся домой. Работу трактористом в Московской области новобранцу предоставили, а вот о его жене не позаботились. Служить без супруги юноша отказался.