Можно ли разбогатеть на кадровом агентстве?

Как нажить приличное состояние — головная боль почти каждого человека. Одно из распространенных решений этой проблемы — открыть свое дело. Затем в зависимости от возможностей и фантазии начинающий предприниматель думает, каким же конкретно бизнесом заняться... На вопрос: "Что толкнуло вас на создание именно кадрового агентства?" — директора иркутских рекрутинговых агентств отвечали по-разному, но главными можно назвать две причины: в первом случае агентство открывается на базе предприятия, где большая текучка кадров (они работают и для личных нужд, и выполняют заказы сторонних организаций); во втором случае агентство является самостоятельной структурой, и это уже отдельный бизнес.

Как получить стартовый капитал?
Чтобы осуществить свое желание — открыть кадровое агентство, — нужно, как и в любом новом деле, немало денежных и эмоциональных затрат, знаний, умений и навыков.
"Расходы, разумеется, солидные, особенно в начале, когда популярности нет, к новичкам относятся с недоверием, — рассказывает Ольга Григорьева, директор КА "Стоп-кадр". — Когда мы открывались в 2001 году, на дело нужно было около 200 000 рублей сразу плюс полугодовые траты на рекламу".
Еще одно иркутское кадровое агентство — "Персонал Сервис" — существует два года, и для его создания тоже потребовалось около 200 000.
Отсюда вопрос: откуда брать такие деньги? Существует два распространенных варианта: занять у знакомых, друзей или родственников (желательно, конечно, без процентов) или взять кредит в банке. Как оказалось, большая часть иркутских банков кредиты на стартовый капитал не выдает. Чтобы получить заем, предприятие должно проработать не менее шести месяцев и иметь устойчивое финансовое положение, хорошую репутацию.
По словам Натальи Васильевой, экономиста управления кредитования Байкальского банка Сбербанка России, банк не кредитует в том случае, когда у заемщика существует только идея, но нет иных видов бизнеса, способных подстраховать и кредит, и новый проект. Другое дело, когда заемщик обращается в банк с "непроработанной" заявкой. Тогда специалисты отдела кредитования проводят с клиентом дополнительный анализ сделки с точки зрения ее структуры и обеспечения, после чего определяются приемлемые для обеих сторон условия кредитования.
Решение о предоставлении кредита принимается на основе оценки, которую производит кредитный эксперт. В расчет принимаются выручка, расходы предприятия, наличие продукции на складах, в торговой сети, а также прочие сведения, предоставляемые заемщиком. В качестве залога могут быть приняты автотранспорт, оборудование, товары, находящиеся в обороте, недвижимость и личное имущество предпринимателя.
Процентные ставки на кредиты для малого бизнеса составляют 19—24% годовых. Согласно новому регламенту, процентная ставка по кредиту определяется в индивидуальном порядке и зависит от суммы кредита, срока кредитования, кредитной истории клиента (в том числе и в других банках), вида обеспечения (предпочтение отдается ликвидному имуществу — недвижимости, автотранспорту и др.) и других факторов. Кроме того, для клиентов, пользующихся большим набором банковских услуг Сбербанка, кредитная ставка устанавливается ниже, чем для других заемщиков.
Кроме того, действует Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области, который дает в кредит небольшие суммы на самое начало развития малого бизнеса, готовит клиента к сотрудничеству с банком, предоставляет кредитную историю. Но, согласно утвержденному положению, стартовая сумма займа должна составлять от 5000 до 100 000 рублей, и только на 3 месяца. Как сообщила директор фонда Нина Ткачук, если клиент давно и успешно сотрудничает с фондом, то заемщику выдается кредит и на сумму больше 100 тысяч. Процент по займу составляет от 4,7% до 8% в месяц. Существует так называемая ставка на бизнес и личность заемщика. Проверяются его данные в банке, тетрадь расходов и доходов, реализуется выезд на место деятельности, место жительства, изучаются даже семейные траты, если речь идет о ЧП.
На что потратить деньги
Допустим, деньги вы достали. На что их нужно потратить? Основная статья расходов — аренда помещения. Чтобы клиентов было достаточно, лучше размещаться в центре города. В Иркутске маленьких офисов почти не бывает, обычно площадь офиса — от 15—20 кв. м. При минимальной цене 600 рублей за квадратный метр получается 8—12 тысяч в месяц. Но это если повезет... Дальше — оплата телефонов, в том числе разговоров по межгороду, юридическому лицу обходится в 1,5—3 тысячи рублей ежемесячно — как юридическому лицу. Реклама в газетах — еще пара-тройка тысяч, изготовление небольшой вывески — от 1,5 до 4 тыс. руб. Участие в выставках имиджевого плана, например в Сибэкспоцентре, — 900 рублей за день. Изготовление WEB-сайта и, если в штате нет программиста, его регулярное обновление обойдется в 9—12 тысяч. Помимо этого, деньги требуются на канцтовары, бумагу, обновление визиток, Интернет, а также единовременные расходы (компьютеры, принтеры, мебель, ПО).
Что касается подбора вакансий, то за нее работодатель оплачивает только раз: кадровое агентство дает гарантию на специалиста — от 3 до 6 месяцев. Стоимость подбора специалиста составляет от 3000 до 8000 рублей. Редкие заказы — подбор директоров, топ-менеджеров — стоят 12 000—15 000 руб., а в некоторых агентствах и выше. Если что-то сорвалось, то агентство остается в убытке.
"Мы нацелены на качество! Работодатель и сам сможет дать объявление в газету или заказать "бегушку" на телевидении. А так он облегчает себе работу поиска хорошего специалиста", — отмечает Ольга Третьякова, директор кадрового агентства "Персонал Сервис".
Следующая статья расходов — заработная плата персонала: офис-менеджер — от 5000, бухгалтер с частичной занятостью — минимум 3000, консультант — оклад 1500 плюс 20% от суммы заявки. В кадровом агентстве штат может быть примерно такой: офис-менеджер, бухгалтер, менеджеры по продажам, маркетолог, рекрутеры, директор по продажам, директор консультантов и, если нужно, охранники, уборщица. Все зависит от структуры агентства и то того, что оно может себе позволить.
"Принимая человека на работу в КА, мы отдаем предпочтение выпускникам психологических факультетов, но это не исключает любого другого образования. Специально сотрудников кадровых агентств в иркутских вузах не готовят. Можно предположить, что это специализация "Управление персоналом" в разных вузах, — говорит Ольга Третьякова, директор кадрового агентства "Персонал Сервис".
Жесткая конкуренция кадровых агентств
И вот есть стартовый капитал, штат сотрудников, а через год или меньше, кадровое агентство закрывается. По каким причинам? Эту ситуацию я попросила прокомментировать Ольгу Владимировну Григорьеву, директора КА "Стоп-кадр".
— В Иркутске каждый год открывается 2—3 новых агентства, но, если проследить внимательно за рынком, мы увидим, что в период 2004—2005 гг. перестало существовать не менее 5 агентств. Почему такой большой процент неудачных проектов?
Кадровые агентства действуют в сфере услуг "бизнес для бизнеса". Здесь потребителями являются не частные лица, а корпоративные клиенты. Продажи таких услуг имеют свою специфику: клиент старается выяснить все о поставщике, принятие решения согласовывается в нескольких инстанциях, часто запрашивают список компаний-рекомендателей. С новичками крупные компании работают крайне неохотно. Кроме того, рынок КА в Иркутске существует более 10 лет, у компаний-работодателей уже сложился круг поставщиков услуг. Для того чтобы войти в него, необходимо предоставить клиенту лучший сервис, что, естественно, возможно только при высоком профессионализме.
Некоторые молодые КА, чтобы привлечь клиентов, начинают политику "демпинга", то есть сильно занижают цены на услуги. Но через некоторое время приходит понимание, что это тупиковый вариант. Клиент уже привык работать по низкой цене, а агентство уже не может продолжать работать себе в убыток. Так, исчерпав ресурс стартового капитала, агентство закрывается.
Одним из условий успешного функционирования КА является наличие собственной базы соискателей. К примеру, база соискателей КА "Стоп-кадр" насчитывает более 10 000 специалистов. Без структурированной базы практически невозможно выполнить горящие заказы работодателей или в сжатые сроки найти специалистов редкой квалификации. У новичков, естественно, такой базы нет, а значит, шансы выполнить сложный заказ и оправдать доверие клиента уменьшаются.
Необходимо отличное знание рынка и подводных камней в работе кадрового агентства. Потому что если новое агентство начнет узнавать рынок только в процессе работы, то оно обречет себя на длительное отставание, на позицию последнего. Ведь конкуренты — те КА, которые работают на рынке многие годы, не стоят на месте, открывают новые проекты и направления, захватывают новые ниши рынка, завоевывают доверие новых клиентов, зарабатывают все больше денег, активнее вкладывают в развитие, новые технологии и рекламу.
В настоящее время, по словам Ольги Владимировны, рынок достаточно стабилен, сферы влияния поделены. Новичку за лидерами будет очень сложно угнаться. Объем продаж и прибыль новичка первые 3—5 лет будет составлять только некоторый процент от прибыли компании-лидера. Таким образом, пропасть между лидером и остальными только увеличится.
Кадровое агентство не обеспечит роскошной жизни
Если посмотреть по-другому, работа в КА дает огромный опыт общения, приобретение знаний в различных сферах деятельности, ведь вести переговоры приходится со специалистами разного уровня и разных профессий, расширяется круг знакомых. Для кого-то это и первая ступень карьеры. Наконец, просто любимая работа, профессиональное призвание.
Назвать же прибыльным бизнесом кадровое агентство можно с натяжкой. Рынок работодателей и соискателей ограничен, жесткая конкуренция. Компании работают сразу с несколькими кадровыми агентствами, а в Иркутске их не меньше одиннадцати. С агентствами работают предприятия среднего достатка, у бедных денег нет, а богатые вовсю эксплуатируют собственную службу персонала.
В финансовом плане ситуация на иркутском рынке кадровых агентств такова, что директора даже безусловных фаворитов не могут позволить шиковать: не покупают иномарки 2005 г.в., не строят особняки и даже не имеют собственных офисов (все КА работают в арендуемых помещениях). А владелец торговой точки на оптовом рынке или 2—3 розничных продуктовых точек имеет такую возможность. О чем это говорит, выводы делайте сами.