Иркутский звонарь отметил двенадцатую Пасху

От Артура Псарева зависит голос Крестовоздвиженской церкви

В прошедшее воскресенье христиане отметили самый светлый из всех православных праздников — Пасху. Во всех храмах области состоялись торжественные службы и крестные ходы, посвященные Христову воскресению. Но церковные колокола будут празднично звонить еще неделю Светлой седмицы, которая следует после Пасхи. Согласно христианским канонам, только в это время в колокола может бить каждый верующий, тем самым выражая свою радость за воскресшего Христа. Но извлекать из церковных колоколов стройную музыку — дело, доступное далеко не каждому. Звонарь Артур Псарев вот уже двенадцать лет работает в Крестовоздвиженской церкви. Именно от него зависит голос этого иркутского храма.

На Артура снизошло чудесное озарение
Желание быть звонарем к Псареву пришло совсем неожиданно. Он окончил Иркутское театральное училище, работал в ансамбле "Сибирская народная песня", в "Белом остроге" и даже в качестве тележурналиста на одном из иркутских каналов. Однажды вместе с ансамблем, исполняющим старорусские песни, отправился на церковный фестиваль в город Архангельск. Там впервые просто ради интереса взобрался на колокольню и попробовал звонить. А когда вернулся в Иркутск, сразу отправился к нынешнему архиепископу Вадиму с просьбой разрешить работать звонарем в Иркутске. Так и попал Артур Псарев на колокольню самой старейшей в столице Приангарья и даже занесенный в список памятников ЮНЕСКО Крестовоздвиженской церкви.
— Никогда раньше не думал, что буду отзванивать церковные службы, — говорит теперь уже один из лучших звонарей Сибири. — Наверно, снизошло озарение.
В церкви работает за весьма символическую плату — 500 рублей. Это повышенная ставка. Раньше платили 350, стал звонить каждый день по нескольку раз — зарплату повысили. Овладев звонарским ремеслом, Псарев не отказался от прежней светской жизни, не поселился при церкви. Свои колокольные мелодии записывает на DVD, чтобы потом можно было прослушивать на компьютере.
Произведения иркутского звонаря хранятся в церквах и музеях Берлина, Австрии, Будапешта и Вены. Сейчас вместе с друзьями Псарев вынашивает план постройки специальной звонницы для туристов в Бурдугузе.
— В колокольном звоне, как в джазе и блюзе, присутствует момент импровизации, — рассказывает Артур. — Конечно, по-концертному лихо здесь не поиграешь, но и четких канонов церковного звона тоже нет.
Колокола православной церкви, по мнению Псарева, самые звучные. Если католические отзванивают четкие ноты — ми, фа, соль, — то наши звенят несколькими тонами одновременно, сыграть можно что угодно.
Во время пасхального звона открывается второе дыхание
Перед Пасхой в православии идет суровая Страстная неделя. В это время звонить в церкви практически нельзя, и Артур Псарев готовит свои девять колоколов к предстоящему самому длинному в году пасхальному звону. Особенное внимание — к веревкам, на которых держатся колокола. Однажды во время звона веревка порвалась — хорошо, что быстро сориентировался.
Среди колоколов церкви есть немецкие, московские и иркутские. Общий вес — 1,5 тонны. При такой "мощности" звонарю еще можно работать без наушников. А если бы было 10—15 тонн, тогда бы пришлось защищать уши, — не зря на Руси почти все звонари были глухими. Длительность пасхального колокольного звона напрямую зависит от крестного хода.
— Наш батюшка идет медленно, неспешно, поэтому и звон растягивается на 40—45 минут, — рассказывает Артур Псарев.
Во время службы звонарь стоит внизу и ждет начала хода. Как только верующие начинают выходить из церкви, он бежит наверх, поднимется по четырем узким деревянным лестницам, входит в колокольню и начинает звонить. Какой-либо оповещательной связи между звонарем и священнослужителями в иркутской церкви пока не предусмотрено.
— Конечно, это неудобно, — говорит Артур. — Даже у спортсменов перед стартом есть несколько минут тишины, чтобы подготовиться.
На 15—20-й минуте звона наступает усталость, потом уже открывается второе дыхание. Псарев вкладывает в звон все свои физические и душевные силы. Звонит как можно громче, быстрее и веселее. Он против грустных и печальных колокольных голосов, которые звучат в большинстве храмов.
— Колокол должен быть хорошо пробит, настроен как музыкальный инструмент, — говорит Артур. — Иначе хорошего звона не выйдет.
Звонарь работает даже в 45-градусный мороз
Свою колокольную площадку считает одной из самых лучших в городе. Колокола висят правильно по кругу, все они почти новые и звучные. Ночью на колокольне подсветка. С площадки звонаря Крестовоздвиженской церкви открывается красивый вид на город, сюда часто приходят иностранные туристы, чтобы послушать необычный колокольный звон.
К ветрам, которые на такой высоте бывают достаточно сильными, звонарь привык уже давно. Вспоминает, как однажды на Рождество в 45-градусный мороз был весь белый от холода — звонил 20 минут. В православном календаре почти каждый день праздник, поэтому Псарев часто работает без выходных. В этом году в колокольне Крестовоздвиженской церкви сибирский звонарь встретил уже двенадцатую по счету Пасху.