Радищево и 3-й поселок ГЭС знает вся Россия

Евгений Ройзман, главный российский борец с наркоманией, посетил Иркутск

Иркутск заинтересовал Ройзмана как крайне неблагополучный в плане наркомании регион. У себя на родине, в Екатеринбурге, Ройзман спровоцировал мощный всплеск народной инициативы, неформальными методами екатеринбуржцы отчасти победили эту заразу. Фонд "Город без наркотиков", где депутат состоит попечителем, успешно реабилитирует наркоманов.

Ройзман утверждает, что в стране и в Госдуме на слуху Радищево и третий поселок ГЭС — основные скопления наркоточек. Молодого и активного депутата-самовыдвиженца поразили данные Госнаркоконтроля по нашему региону: за первую половину 2004 года от употребления героина погибли 1665 человек.
— Только за один день у вас умерли от передозировки семь человек (депутат специально запросил данные в спецучреждениях Иркутска. — Ред.). За март — 55 человек. И кто возмутился? Считайте, что это 55 убийств. Если б на улице убили, какой бы вой поднялся! Жители относятся спокойно, милиция относится спокойно, власти тоже. И никто никого не трогает, и все нормально. Мне этих цифр достаточно, чтобы скандал устроить. А у вас даже Госнаркоконтроль не берет эти цифры, свою работу оценивает какими-то тоннами, центнерами изъятого. Кто-то должен был сюда приехать и свежим глазом посмотреть...
— Вы известны как сторонник жестких мер борьбы с наркоторговцами. Что конкретно предлагаете?
— Нельзя сказать, что я сторонник жестких мер. Если бы можно было бороться увещеванием... Нет позиции государства и нет идеологии. Надо активность населения возбудить. Очень жесткие фильмы показывать — настоящую смерть от передозировки, то, как язык глотают.
Сами наркоманы — паразиты, а не больные. Есть у нас один ректор, который наркоманов просто выгоняет: в академ отправляет, через год смотрит: если не бросил колоться — отчисляет. Это хорошо.
— Говорят, что профилактика — лучший способ борьбы.
— Это, конечно, занятие безопасное, чиновники всех рангов занимаются профилактикой. Более того, говорят: надо вкладывать деньги в профилактику. Но если смертность растет, значит, это не нужно. Я пробовал проверить у себя, как "профилактические" деньги расходуются. Говорят — на организацию школьных уголков. Не знает только никто, как они действуют на детей.
— У вас и вашего фонда "Город без наркотиков" были серьезные проблемы с милицией...
— Да, они очень активно сопротивлялись нашей деятельности.
— Почему?
— Я не могу прямо говорить по той причине, что встречал порядочных людей и в милиции. Их немного, система их выдавливает. Вопрос не в тотальной коррупции. Милиция просто не работает — мотивация пропала. Есть еще один момент — это касается в основном УБОПов: они работают ровно столько, чтобы их не трогали. Они знают, что нужно отчитаться, сделать столько-то — план выполняют. Они не отчитываются перед населением, их интересует только мнение вышестоящего начальства.
— Считаете, что милиция кормится от наркоторговли?
— Примите за факт — цыгане грамма из дома не продадут, пока не договорятся с милицией. Более того, они все числятся агентами и работают на все разведки мира. Цыганская наркоторговля — отдельная проблема. Начни торговать одна цыганская семья, богатеть — все вокруг тоже начнут, всем надо. Торгуют всей семьей — от прапрабабушки до праправнучки. И связи по всему миру родственные.
— Сколько же должно быть единомышленников в городе, чтобы бороться с наркоманией так успешно, как в Екатеринбурге?
— У нас весь город — единомышленники. Все нас любят и помогают. Может, у вас люди другие? У нас свободный город, постоянно идет борьба между государственным и частным. Иркутск — город уснувший. 55 молодых людей умерли, а 600-тысячный город этого не заметил.
Комментарий ГУВД Иркутской области
Начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Иркутской области подполковник милиции Сергей Марфицин сообщил, что борьба с незаконным оборотом наркотиков является сегодня одним из приоритетных направлений в работе милиции. Этот, несомненно, больной вопрос находится на постоянном контроле начальника ГУВД генерала Алексея Антонова. Сотрудники строевых и оперативных подразделений постоянно проводят рейды по пресловутому 3-му поселку ГЭС, а также по другим районам Иркутска, подверженным наркоманскому буму. Во время этих мероприятий отрабатываются все известные адреса, по которым осуществляется торговля наркотиками и задерживаются сбытчики. Ежедневно в Приангарье происходит по нескольку таких задержаний. Только в течение 1-го квартала текущего года на территории области выявлено 910 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, изъято около 117,5 килограмма различных наркотиков. Причем в последнее время милиция переориентировалась именно на распространителей смертельного дурмана, а не на его потребителей. В отчетный период раскрыт 601 сбыт наркотиков, что составляет более 66% от общего числа выявленных преступлений, так что обвинять милицию в полном бездействии вряд ли будет правильно. Другое дело, что часто истинные виновники и возбудители наркотической чумы остаются безнаказанными из-за недоработок следствия, законодательных прорех и не всегда оправданного гуманизма судебной системы. Наркомания давно уже перестала быть только криминальной проблемой, она переросла в проблему социальную. И ее решение зависит не только от органов внутренних дел или Госнаркоконтроля, но и от других институтов государственной власти, в т. ч. от законодателей, медиков, педагогов, социальных работников, а также от общественных организаций и средств массовой информации. Только при таком комплексном подходе можно повысить эффективность противодействия наркотической отраве и ее распространителям. А если каждый будет сидеть в своем углу и обвинять других в нежелании и неумении работать, то никакого толку не будет.