Умственные инвалиды становятся тимуровцами

Система реабилитации воспитанников интерната в деревне Тулюшке дает видимые результаты

Воспитанники психоневрологического дома-интерната в деревне Тулюшке Куйтунского района серьезно восприняли идею писателя Аркадия Гайдара об организации тимуровского движения. Они взяли шефство над местными стариками: носят воду, рубят дрова, убирают снег. Сначала местные бабушки боялись умственно отсталых, и "тимуровцам" приходилось выходить на работу с воспитателями. Но потом пенсионеры привыкли к интернатовцам: ждут их, подолгу беседуют с ними, приглашают пить чай.

Реабилитация кроликами и картошкой
Тимуровское движение, возрожденное в Тулюшке, — лишь часть программы по социальной реабилитации инвалидов.
— Наше учреждение работает по нескольким направлениям, — рассказывает Владимир Миронов, директор интерната. — Комплекс реабилитации включает социальную и трудовую адаптацию. При поступлении к нам человека проводится диагностика его психического состояния, потом наши специалисты определяют, по какому плану с ними работать.
А вариантов, куда приложить руки, в Тулюшке предостаточно. Достаточно сказать, что в распоряжении интерната 265 гектаров земельных угодий. На полях силами работников и воспитанников выращиваются зерновые, картошка, морковка, капуста... Плюс коровы, кролики, индюки. За животными, наряду с работниками, ухаживают и воспитанники интерната.
Неудивительно поэтому, что психоневрологический дом-интернат обеспечивает сельскохозяйственными продуктами не только самих воспитанников, но и многие социальные учреждения области, продавая овощи и мясо по льготной цене.
— Те ребята, родственники которых по каким-то причинам не могут взять на себя ответственность за умственно отсталого инвалида, не должны сидеть на шее у государства, — считает Владимир Миронов. — По мере сил они вполне способны трудиться и приносить пользу. Пусть нашим воспитанникам Богом не дано умственных способностей, но работать физически они могут на ура.
Родители сами отказываются от больных детей
На территории интерната расположены два уютных жилых корпуса — один предназначен для женщин, другой для мужчин, есть недавно отстроенный медблок, столовая, банно-прачечный комбинат и три мастерских. Остальную площадь занимают сеновал, загоны для лошадей и коров, свинарник, пасека и пчельник.
Воспитанники интерната собраны со всей Иркутской области из детских домов и специальных школ.
— У нас живут молодые люди, которые в детстве не усвоили даже коррекционную программу обучения, — рассказывает Людмила Шайтур, заместитель директора по реабилитационной работе. — Возрастные пределы воспитанников — от 16 до 40 лет. Есть и свои старожилы. 50-летняя Людмила Нужина живет в интернате с шести лет. Когда ей исполнилось 45 и встал вопрос о ее выезде из учреждения, работники интерната решили, что Людмила просто не переживет переезд. Интернат стал для нее родным домом, к которому она прикипела всей душой. Сейчас она оформлена как рабочая, однако же вместе с молодежью с удовольствием участвует во всех мероприятиях. Больше всего на свете женщина боится, что ее вывезут из интерната.
Между тем не все воспитанники желают на всю жизнь остаться в интернате. Евгений Новиков пытается сделать все возможное, чтобы выйти в большой мир. Закончив кимильтейское ПТУ, он поступил в другое училище, уже в Тулуне, сейчас молодой человек учится на плотника. По словам Людмилы Ивановны, Женя очень целеустремленный: он надеется овладеть специальностью и навсегда уйти из интерната. Однако осуществить свою мечту Евгению Новикову будет не так-то просто.
Чтобы покинуть спецучреждение, необходимо, чтобы у умственного инвалида появились опекуны. С 2001-го по 2004 год из Тулюшкинского интерната только 15 человек забрали родственники.
Однако обычно случается наоборот: родители сами сдают своих больных детей, мотивируя свой поступок тем, что ребенка негде содержать, некому им заниматься, а с годами он становится все более неуправляемым.
Любовь без презервативов
— Случается между нашими воспитанниками и любовь, — рассказывает Людмила Шайтур. — Некоторые ребята дружат, но у этой дружбы нередко случаются проблемы: девочек приходиться возить на аборт.
Для того чтобы избежать нежелательных последствий, работники интерната раздают своим подопечным презервативы. Но те берут их только ради интереса, а вот воспользоваться не спешат.
— В будущем на территории интерната планируется постройка отдельных домиков, для того чтобы там проживали наши подопечные, образовавшие семейные пары, — говорит Владимир Миронов. — Но, разумеется, специалисты интерната вынуждены будут следить, чтобы дети в таких семьях не рождались.
По словам Владимира Владимировича, в поселке инвалидам жить нельзя. Специалисты интерната заметили это, отслеживая судьбы своих воспитанниц, вышедших замуж за тулюшкинских мужчин. На генном уровне у умственно отсталых людей заложена склонность к пьянству — получив свободу, они почти сразу попадают в местные притоны.