Апрельские тезисы: садовый домик как национальная идея

Все, наверное, ждут, что я сейчас начну анализировать послание Президента Федеральному собранию. Рассуждать на тему: влияние послания на новейшую историю России. В принципе, я тоже так предполагал. Ждал, что скажет Путин. Думал, как и многие наблюдатели, что Президент озвучит сейчас какую-нибудь экономическую сенсацию, которая сможет захватить и увлечь общество, — хотя бы как это было, например, в позапрошлом и прошлом году: сначала задача по удвоению ВВП, а затем по удвоению ВПП к конкретной дате — 2010 году. Тезис про удвоение оказался настолько удачным, что на некоторое время стал некоторым подобием национальной идеи. Тем более что никакой другой идеи (кроме, пожалуй, "мочить в сортире") у современной России нет и не было.

Однако никакой сенсации на этот раз я не услышал. Никаких откровений, способных, как горящее сердце Данко, повести людей в даль светлую, президент не озвучил. Улучшение инвестиционного климата — это, простите, из разряда "лошади кушают овес и сено". Ежу понятно, что климат улучшать надо, — на одном экспорте нефти и леса далеко не уедешь. Только вот как его улучшить, если буквально через два дня после выступления Путина оглашается приговор Ходорковскому. И в свете этого события призыв Президента прекратить давление государственных органов на коммерсантов, "не загонять бизнес в тупик", выглядит как-то неуместно.
Равно как и предложение сократить срок давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. Даже человеку, далекому от политики, известно, что все тому же господину Ходорковскому инкриминируют события десятилетней давности.
Традиция выступать с программным посланием Федеральному собранию была начата Борисом Ельциным. 24 февраля 1994 года, практически сразу после принятия новой Конституции России, Борис Николаевич выступил с речью. Она была посвящена становлению правового государства, соблюдению Конституции и законов, что, в принципе, было вполне обоснованно, учитывая специфику того момента.
Всего Ельцин выступал шесть раз. Нынешнее выступление Путина тоже шестое. Итого мы имеем уже 12 посланий российских президентов. Но именно нынешнее послание вызвало у меня наибольшее разочарование. И вот почему.
Я недавно уже высказывал беспокойство по поводу целостности России. И у этого беспокойства были как минимум две причины. Первое: политика государства по решению территориальных споров с нашими соседями, сориентированная на уступки этим самым соседям (передача Китаю амурских островов, готовность отдать Японии пару океанских скал — правда, японцы хотят больше). Второе: появившаяся тенденция на нестабильность внутри самой России. Нужна какая-то национальная идея, которая объединила бы россиян (удвоение ВПП, согласитесь, больше походит на какое-то каббалистическое заклинание — "ВВП хочет ВПП, ВВП хочет ВПП", — но никак не на полнокровную идею). А вот настоящая идея нужна давно — с тех пор как мы расстались с советскими идеалами и стремлениями. И сейчас ее необходимость просто очевидна. Как говорил дедушка Ленин, "промедление смерти подобно".
И вот этой самой идеи — четкой и ясной, которая была бы понятна и близка каждому россиянину, — я и не услышал.
Примечательно, что, по традиции комментируя послание Путина высокому собранию, политики были удивительно предсказуемы: единороссы "высоко оценили" послание, родинцы, коммунисты и соколы Жириновского — подвергли критике. А председатель ЦИКа господин Вешняков, не зная к кому приткнуться и как соблюсти видимый нейтралитет, назвал послание Путина "симпатичным".
А почему оно симпатичное, равно как хорошее или плохое, никто толком не сказал. Потому что Президент говорил абсолютно правильные вещи, но все знали, что выполнить эти вещи нереально. А уж сплотить нацию "апрельские тезисы" Путина и подавно не смогут.
Единственное, что, скорее всего, будет выполнено, — это упрощение процедуры передачи имущества в собственность граждан, наследования и дарения, вплоть до полной ликвидации налога на наследование. "Миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в оффшорах, они не передаются, во всяком случае по наследству, а какой-нибудь садовый домик — за него нужно заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману", — сказал президент.
Вопрос весь в том, насколько легализация гаражей, садовых домиков и участков сможет стать национальной идеей России.