Потусторонний мир и хохот Юрия Мамлеева

Своей творческой сверхзадачей известный прозаик считает описание темной стороны человеческой души

Мир, который создает Юрий Мамлеев в своих произведениях, — странный, зачастую мрачно-извращенный, параноидально-истерический, жуткий мир чудаков, похожих скорее на завсегдатаев психушки, жизнь которых напоминает историю болезни. Вот и в новом его романе "Мир и хохот", вошедшем в "длинный список" букеровской премии, разворачиваются более чем необычные события. Один из героев романа бесследно исчезает, но остается его отражение в зеркале. Друзья героя пускаются на поиски и оказываются в зловещем потустороннем мире, в котором обитают люди-монстры и оживают мертвецы...

Юрий Витальевич Мамлеев родился в семье московского профессора психиатрии в 1931 г. После окончания лесотехнического института (1955 г.) преподавал математику в школах рабочей молодежи (вечерних школах), но его истинная жизнь протекала в мире неофициальной литературы. С 1953-го по 1973 г. им было написано около ста прозаических произведений, но все это распространялось только через самиздат. В 1975 г. Мамлеев эмигрировал в США, так как родная страна лишала его возможности реализовать себя как писателя. Бюрократические запреты того времени касались самых разных направлений, включая и сюрреализм, к которому в большей степени тяготело его творчество.
В США Юрий Мамлеев преподает русскую литературу студентам Корнельского университета. После выхода американского сборника прозы The Sky Above Hell ("Небо над адом", 1980) Юрий Витальевич становится членом Пен-клуба (международной организации писателей), его книги начинают издавать на многих европейских языках.
В 1983 г. он переезжает во Францию, где работает в Парижском институте восточных цивилизаций и языков, а также в Медонском центре изучения русского языка и литературы.
В 1991 г. писателю было возвращено российское гражданство, и с 1994 г. Юрий Витальевич живет и работает в Москве. В 1990 г. была издана первая книга писателя на родине — сборник прозы "Утопи мою голову", названный по одному из его рассказов. Затем последовали сборники рассказов "Голос из Ничто" (1991 г.), "Черное зеркало" (1998 г.), "Бунт Луны" (2001 г.), романы "Шатуны"(1998 г.), "Блуждающее время" (2001 г.), "Задумчивый киллер" (2002 г.).
Одной из основных тем творчества Юрий Мамлеева наряду с превалирующей в большинстве его произведений психопатологической темой (он вырос в семье профессора психиатрии и отлично знал эту науку) является неразрывно связанная с ней тема смерти. Она пронизывает все его творчество. Неотъемлемая часть жизни, из жизни вытекающая и жизнь пресекающая, — именно такой смерть предстает в его произведениях, и даже названия многих из них подтверждают это единство: "Живая смерть", "Смерть рядом с нами", "Прыжок в гроб", "Люди могил" и т. д. Он словно смотрит на реальный мир оттуда, из небытия и инобытия, глазами покойников, вампиров, людей с расстроенной психикой, некрофилов.
В романе "Мир и хохот" основные события разворачиваются вокруг бесследного исчезновения Стаса Нефедова. Его жена Алла, проснувшись рано утром, обнаружила на столе лист бумаги, на котором было написано: "Меня не ищи. Живи себе спокойно. И не заглядывай в зеркало. Был твой Стас". В зеркало она, конечно, заглянула и увидела там изображение загадочно исчезнувшего мужа и еще нечто, что привело ее и всех остальных в ужас.
Бросившиеся на поиски Стаса Алла и ее сестра Ксюша, брат Стаса Андрей и почти все друзья пропавшего оказываются по ходу действия свидетелями странных событий, напрямую связанных с исчезновением Стаса. Загадочный старикашка Нил Палыч, на чей стук, по его словам, и мертвые откликаются, заглянув в зеркало, с криком убегает из квартиры Стаса; провидица иных миров Сама, перед которой трепещут все "контактеры", узнав что-то об исчезнувшем, чуть не сошла с ума на глазах у перепуганных сестер, обратившихся к ней за помощью; ежедневная беготня по моргам, больницам и милициям не дала никаких результатов — Стас как под землю провалился.
Но вот спустя некоторое время после загадочного исчезновения Стаса в его квартире раздался телефонный звонок, и "смрадный" голосок сообщил Алле, что тело Нефедова Станислава Семеновича лежит в морге — он несколько дней назад был задавлен машиной. Так что вдове нужно приехать на опознание и оформление необходимых документов. Алла с Андреем съездили в морг, подтвердили, что это на самом деле тело Стаса. Теперь им предстоит только сообщить о случившемся знакомым, организовать гражданскую панихиду и похороны. Но в день, когда все дела были улажены, осталось только забрать тело из морга, отвезти его в зал, где должна была состояться гражданская панихида, затем в церковь и наконец на кладбище, выяснилось, что тело Стаса самым загадочным образом исчезло.
Работники же морга были очень удивлены визитом родственников покойного и уверяли, что никакого тела Нефедова к ним не поступало, никаких документов они на него не оформляли и вообще видят его родственников впервые...