Байкальск — без БЦБК?

Главный загрязнитель Байкала может быть закрыт

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат — уникальный объект. Почти сразу после его запуска, страна начала думать, как его остановить. Думаем уже 40 лет. Последний проект перепрофилирования прошел все согласования, на его реализацию Всемирный банк выделил большой кредит. Этому лично способствовал президент Владимир Путин, весной 2002 года отдыхавший в Байкальске. И опять все псу под хвост. 30 марта собственник комбината, компания "Континенталь Менеджмент" заявила, что проект устарел и нужен новый. На практике это обернется срывом всех сроков перепрофилирования. Всемирный банк удивленно поднял бровь и направил невостребованные деньги на другие нужды. А 12 апреля Валентин Степанков, зам. министра природных ресурсов, сообщил, что комбинат может быть закрыт.

Финский след
12 марта заместитель министра МПР Валентин Степанков на встрече с представителями БЦБК заявил о том, что комбинат может быть закрыт. Правда, не немедленно, а после строительства очистных сооружений города Байкальска. Это заявление можно считать политическим. Долгое время БЦБК оставался священной коровой, которая хоть и загрязняет окружающую среду, но должна быть жива и здорова. Как же пускать под нож градообразующее предприятие? Сейчас МПР фактически посягнуло на незыблемость БЦБК и честно (наконец-то — после четырех десятилетий загрязнения!) сказало о том, что Байкал дороже.
Понятно, что для любого политического заявления нужна веская причина. Таковая у МПР имелась.
30 марта представители компании "Континенталь Менеджмент" — собственника БЦБК — сообщили, что программа перепрофилирования комбината, разработанная в 2000 году, выполнена не будет. Она давно устарела и требует переработки. По словам генерального директора "Континенталь Менеджмент" Вячеслава Крылова, в программе перепрофилирования "существенно занижена стоимость необходимого оборудования, не учтена реальная стоимость строительно-монтажных работ и не заложены риски изменения курсовой стоимости евродоллара". Чтобы доказать несостоятельность программы, бизнесмены привлекли очень уважаемую экспертную финскую компанию Yaakko Poyry. Именно она, проведя экспертизу, заявила о том, что проект перепрофилирования БЦБК не является инвестиционно привлекательным.
Финляндия вообще играет в истории БЦБК особую роль. Можно даже сказать, роль трагическую. Об этом редко вспоминают, но сама технология, применяющаяся на БЦБК, была продана Советскому Союзу финнами. "Хрущеву нужны были новые ракеты. Для покрытия этих ракет требовался особый корд. Финны убедили Хрущева купить их технологию и построить завод именно на Байкале. Технология требовала постоянного притока чистейшей воды, и судьба Байкала была решена, — рассказывает один из главных противников строительства БЦБК Петр Хренов, профессор, доктор геолого-минералогических наук, сотрудник геологического факультета ИрГТУ. — Но они продали не ту технологию. Качество, о котором они говорили, так достигнуто и не было. На Байкале стали делать достаточно заурядную продукцию, даже близко не соответствующую пресловутому финскому качеству". Согласитесь, так и напрашивается версия о диверсии — с какой стати капиталистическая Финляндия стала бы помогать СССР строить защиту от ракетного удара США?
Теперь политическая карта мира иная. Но опять на Байкале проявился финский след. На основании заключения Yaakko Poyry "КМ" заявила о том, что готова разработать новую программу перепрофилирования, в ответ на что Всемирный банк отказал в предоставлении кредита. Но, похоже, это нисколько не огорчило собственников БЦБК.
Хорошая была программа
Программа перепрофилирования БЦБК, разработанная в 2000 году, включает три этапа. Первый наиболее важный: перевод БЦБК к началу 2007 года на замкнутый водооборот. К концу 2006 года планировалось запустить канализационные очистные сооружения города Байкальска. Закрыть БЦБК было невозможно именно из-за того, что через очистные комбината проходили канализационные стоки Байкальска, собственных очистных у города нет.
На втором этапе планировалось перевести БЦБК на выпуск альтернативной продукции — например, бумаги, картона и бумажных изделий из привозной целлюлозы. Ведь именно варка целлюлозы — экологически опасный процесс в технологии Байкальского комбината.
На третьем этапе должны были решаться социальные проблемы города. Но до третьего этапа, также как и до второго, у государства руки не дошли. В 2001 году прошел государственную экспертизу только первый этап перепрофилирования. Зато вопрос с его финансированием был решен достаточно оперативно. Две трети денег, требующихся на внедрение замкнутого водооборота, готов был предоставить Всемирный банк. Кредит на сумму 22,4 млн долларов предоставлялся на срок 10 лет под 9—10% годовых. Еще треть денег — 11 млн долларов — должен был выделить сам комбинат. Государство со своей стороны бралось финансировать строительство очистных сооружений.
Отказавшись от реализации первого этапа перепрофилирования БЦБК, "КМ" фактически поставила крест на планах введения замкнутого водооборота к 2007 году. А именно это должно было решить основную экологическую проблему Байкала.
Очистные будут!
После отказа "КМ" от выполнения первого этапа программы перепрофилирования БЦБК государству остается два выхода: либо ждать, пока бизнесмены дозреют и начнут-таки делать что-то реальное, либо двигаться дальше без них.
МПР считает второй вариант более приемлемым. Его поддерживают и экологи из обладминистрации. Анатолий Малевский, начальник департамента по охране окружающей среды, достаточно резко отреагировавший на демарш "КМ", сообщил, что сроки ввода муниципальных очистных Байкальска не переносятся. А значит, в конце 2006 года решится одна из важнейших проблем: город не будет привязан к очистным БЦБК. Более того, по словам Малевского, взят на вооружение более качественный и дорогостоящий вариант строительства очистных. Если в прошлом году за основу был принят проект ценой 50 млн рублей, при котором сбросы очищались бы до нормативов, принятых в РФ, то сегодня решено вернуться к предыдущему проекту ценой в 210 млн рублей. В этом случае в Байкал из очистных будет поступать практически дистиллированная вода. Разумеется, денег не хватает. Предполагается миллионов этак 60—65 получить в качестве грантов у зарубежных экологических фондов.
Но после того как начнут работать муниципальные очистные, БЦБК может быть закрыт. Для этого всевозможным инспекторам и работать особо не надо: комбинат постоянно нарушает законодательство. Только один пример: сбросы должны иметь такие же показатели, как и вода на заборе. А это у БЦБК, покуда варится целлюлоза, не получается. МПР и вся его чиновная рать готовы к наступлению. Хочется верить, что до 2007 года решимость не пропадет и в стране хватит политической воли отказать БЦБК сливать технологические помои в Байкал.
Исторический абсурд
— Идея построения БЦБК на Байкале в свое время была принята Хрущевым и Косыгиным ошибочно, — рассказывает Петр Хренов. — Я бы даже сказал — преступно. Против строительства БЦБК выступала вся страна. Рабочие Уралмаша, а это предприятие находится далеко от Байкала — в Свердловской области, выступили с инициативой собрать по рублю с каждого жителя страны, чтобы на собранные 350 миллионов рублей построить комбинат в другом месте. Но ничего не вышло, и Хрущев настоял на своем. Святое озеро, которое содержит одну пятую чистой воды планеты, и вдруг мы на его берегу садим такое нечистоплотное предприятие! Не надо забывать, что это район 12-балльных землетрясений. Слава тебе Господи, до сих пор так сильно здесь не трясло!
Экологическая угроза Байкалу от БЦБК — это не абстракция. Ее можно увидеть, понюхать, пощупать. С высоты птичьего полета хорошо видна байкальская линза — желтое пятно, расходящееся на 15 километров от БЦБК вдоль берега в обе стороны. "Эта 30-километровая линза неочищенных осадков шириной 250—300 метров сидит в Байкале. Когда она будет переработана — неизвестно", — поясняет Петр Михайлович.
За самим БЦБК располагаются отходы лигнина — 10 площадей. "Они сидят на 12-балльной сейсмике. Представьте себе серьезное землетрясение — и вся масса в Байкале, — говорит Петр Хренов. — Лигнин — это недопереработанная древесина. Пройдя технологический процесс, лигнин сохраняет еще целый ряд химических элементов. Если они окажутся в Байкале, южная часть озера будет испорчена".
В свое время Петр Михайлович Хренов участвовал во всех баталиях, разгоравшихся вокруг БЦБК. Он один из первых заявил о том, что комбинат нужно перепрофилировать. Он же участвовал в разработке последней программы перепрофилирования БЦБК. Его можно смело причислить к касте людей, чья жизнь отдана Байкалу. И его слова "я уже устал от всей этой болтовни" — сегодняшний итог полемики на тему БЦБК. Перепрофилирования как не было при Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине, так нет и поныне.
Почему они отползают?
О причинах отказа "Континенталь Менеджмента" от перепрофилирования БЦБК можно только догадываться.
Во-первых, можно поверить финнам и "КМ": программа устарела, нужна новая и более эффективная. Этой версии, похоже, придерживается и другой разработчик отвергнутой программы — заместитель главы администрации Иркутской области Ирина Думова. Она говорит, что, прежде чем выносить вердикт "Континенталь Менеджменту", нужно разобраться в его аргументах. Согласны, но, как говорится, "где ж ты раньше был, целовался с кем"?
Второй вариант. Некоторые аналитики полагают, что БЦБК никогда не был желанным активом для "КМ", вернее для собственников этой компании — "Базового элемента". Еще два года назад Базэл пытался построить в области лесопромышленную империю, в которую входили бы Усть-Илимский ЛПК, Братсккомплексхолдинг и, как одна из составляющих, Байкальский комбинат. Но в той битве принципиальную победу одержала корпорация "Илим Палп", Базэлу достался только БЦБК... Последующие попытки убедить "Илим Палп" купить еще и это предприятие не увенчались успехом: такой тяжелый актив сам по себе не представляет коммерческого интереса. Потому что любая программа перепрофилирования БЦБК — это, во-первых, экологическая программа, а уже потом экономическая.
Но в любом случае, как сообщает RBC daily, уже осенью текущего года МПР намерено провести комплексную проверку реализации программы перепрофилирования БЦБК с учетом всего спектра негативного воздействия комбината на окружающую среду.