Иркутский каюр готовит собак к новому сезону

Подготовка к зимним соревнованиям для камчатских ездовых начинается уже сейчас

Иркутский каюр Олег Тюрюмин совершил неожиданное открытие: оказывается, в Сибири очень короткая зима. Снег лежит всего четыре месяца. Не успел запрячь собак в упряжку, пора уж распрягать. После экспедиции по льду Байкала и участия в международных гонках ездовых собак на Камчатке для питомцев каюра наступил вынужденный отпуск: 28 собак — камчатских ездовых и аляскинских хаски — сейчас отдыхают после зимнего сезона.
Но как только снег сойдет полностью, ездовых начнут готовить к следующей зиме. Настоящая ездовая собака не знает отдыха даже летом: в июне псов увезут тренироваться на Ольхон. Снежные сани заменяет велосипед, телега или любой легкий вид транспорта, к которому подцепляется собачья упряжка.

Собак почувствовал только через два года
У Тюрюмина спортивное образование, он тренер по легкой атлетике. Собаками никогда не занимался, но на предложение переквалифицироваться из тренера в каюра ответил положительно. На деле все оказалось намного сложнее.
— Два года понадобилось только на то, чтобы почувствовать собак, войти в доверие, — рассказывает Олег Анатольевич. — Собаки не принимают чужаков. Зимние экспедиции — достаточно серьезное испытание, когда безопасность человека зависит исключительно от собак. Для этого они должны полностью доверять своему хозяину, чувствовать в нем вожака и искать дорогу вместе с ним.
На первой своей камчатской экспедиции Тюрюмин занял пятое место, что было весьма неплохим результатом для новичка. А в конце марта этого года иркутский каюр вернулся со своей второй гонки на Камчатке и привез уже второе место.
На международные соревнования с Олегом поехало шесть собак. Такова была международная норма упряжки для гонки. А вот с погодой не повезло. Была пурга — циклон и ветер порывами до 40 метров в секунду. Дорогу всю засыпало рыхлым снегом, и Тюрюмин с собаками сбился с пути.
— Маяки, по которым мы должны были ориентироваться, засыпало снегом. Лидера в упряжке, пса Звонка, который шел первым, порывом ветра сдуло с пути. Видимость была нулевая, и собаки пошли не туда. Хорошо, что потом сообразили, что ошиблись, и быстро вернулись на правильную дорогу.
На Камчатке было на редкость тепло — всего -2 градуса. Для собак, бегущих на скорости 15—20 километров в час, это ужасно жаркая погода. В идеале необходимо -15 градусов. На 40-километровом переходе из-за стресса собаки вообще отказались пить. Но в итоге общую дистанцию в 70 километров Олег Тюрюмин прошел за четыре часа и занял второе место. В прошлом году восьмерым псам понадобилось на полтора часа больше, чтобы пройти этот же путь.
Лидер стаи может везти упряжку без каюра
Олег Тюрюмин — непререкаемый авторитет для всех своих 28 собак, но с лидером упряжки — шестилетним псом Звонком — у него отношения особые. Со Звонком у каюра абсолютное взаимопонимание.
— Он реальный лидер. Тот, который не только задает темп всей упряжке, но и четко знает команды "Лево" и "Право" и может поворачивать по голосу человека, — говорит Олег Анатольевич. — Самое главное, что он не только не сбивается с дороги — он сам ее ищет. Многие собаки могут идти только за снегоходом, который впереди прокладывает дорогу. Звонок же может ориентироваться только на светящиеся маяки и по ним прокладывать путь. Есть собаки, которых ставят в упряжку, и они прыгают то вправо, то влево. Могут увести всех остальных в другую сторону и просто побежать за какой-нибудь собачкой. Звонок же себе таких вольностей не позволяет. Он еще следит и за остальными участниками упряжки и даже лает и злится на них, если они останавливаются или ленятся во время пути.
Олег Тюрюмин мечтает, чтобы все его собаки были такими же, каким стал Звонок к своим шести годам. Пока он в самом расцвете сил: идеальный возраст для ездовой собаки — от пяти до восьми лет. Цена такого молодого пса — от шестисот долларов, а за лидера упряжки Звонка любому каюру придется выложить никак не меньше трех тысяч долларов. У профессиональных каюров есть самый высший критерий для определения лидера в стае. По их словам, собака, обладающая лидерскими качествами, способна в случае, если вдруг погонщик упадет с нарт, развернуть за собой всю упряжку и вернуться за ним.
"Наша порода — смесь бульдога с носорогом"
Первые ездовые собаки были привезены с Камчатки четыре года назад. С тех пор их число пополнилась еще на шестнадцать псов. Все, кто родился здесь, условно разделены на "бэшников", "вэшников" и "гэшников" — клички собакам дают согласно очередности букв алфавита. Вначале Олег Тюрюмин искренне полагал, что большинство его питомцев породы камчатская ездовая, но каково было его удивление, когда, приехав впервые на Камчатку и взглянув на тамошних ездовых, он понял, что они мало похожи на его питомцев. Теперь иркутский каюр шутит, что у него особая, еще не выявленная порода собак — "смесь бульдога с носорогом".
Впрочем, название породы не играет важной роли. Главное для ездовых — азарт, темперамент, желание бежать. А еще длинные лапы. Чем поджарее собака и чем длиннее у нее лапы, тем быстрее она может бежать. На международных соревнованиях Тюрюмин видел много породистых ездовых. У самых сильных иностранных участников все собаки как на подбор длинноногие. В Байкальском центре ездового спорта таких пока немного.
В межсезонье, когда тает снег или идет дождь, собаки сидят на привязи или в будках. Лишняя влажность для их лап вредна, иногда даже животным надевают специально сшитые тапочки. Именно поэтому местом летнего размещения для ездовых стал Ольхон: это единственное место на Байкале, где довольно низкая влажность и за сохранность собачьих лап там беспокоиться не приходится.
Прошлой весной, из-за того что молодые собаки находились без привязи, в стае вспыхнула серьезная болезнь — энтерит, которая способна убить животное за 2—3 дня. Подняли панику: ведь заболели практически все собаки, была угроза лишиться всех ездовых. Выхаживала животных специалист центра Наталья Бушина. Делали уколы, ставили по несколько капельниц в день. К счастью, не потеряли ни одной собаки.
У ездовых собак специальная диета. С утра рыбный бульон, днем сухой корм, а вечером витамины. По словам Олега Тюрюмина, чем кормит каждый каюр свою собаку — большой секрет.
— На соревнованиях стараемся подглядеть, кто что своим собакам дает. Иначе никак узнать невозможно, — говорит Олег.
Содержание ездовых собак — недешевое удовольствие. На один только корм и витамины в месяц уходит больше 50 тысяч рублей в месяц.
Основное качество ездовых собак после активного темперамента — это доброжелательное отношение к любому человеку. Они должны подпускать к себе не только каюра, но и других людей. Правда, дальше виляния хвостом собачья доброжелательность не распространяется. Ни с каким другим погонщиком, кроме своего каюра, собаки никогда не побегут.