Имею претензию

На вопросы читателей отвечает начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска Виктор Петрович Низовцев.

Недавно, в Торговом комплексе купила плащ, за который заплатила 9 тысяч рублей. При покупке продавец потребовала от меня расписаться на чеке, что товар мне подходит по размеру, цвету, поэтому я не смогу его вернуть в течение 14 дней.
Екатерина Коренышева, Иркутск

— Даже если вы написали на товарном чеке, что претензий к цвету, размерам не имеете, то это не означает, что вы не можете вернуть вещь, если она вас не устроит. Любые соглашения между покупателем и продавцом, которые ухудшают положение потребителя по сравнению с законом, не имеют юридической силы. Так что вы можете спокойно вернуть свой плащ, если он вам не понравится. Но при этом плащ должен сохранить товарный вид.
Я продала дорогой спортивный костюм, а через неделю его вернули с дыркой. Покупатель утверждает, что так и было. Хотя я вижу, что костюм надевали. Покупатель требует назад свои деньги. Надо судиться, но как я докажу, что это его вина?
Валентина Носова, частный предприниматель, г. Ангарск

— Если вам возвращают вещь, то обязательно должно быть письменное заявление покупателя на ваше имя с описанием всей ситуации и указанием своего требования. Если вы уверены, что дефект появился в процессе носки, то вы вправе отказать покупателю. Если же и после этого покупатель будет настаивать на возврате денег, то проведите экспертизу. В этом случае потребителя следует предупредить о ее проведении, так как если предупреждения о намерении провести экспертизу не будет, потребитель вправе отказаться ее оплатить. При получении результата, свидетельствующего о неправильных условиях носки, он получит отказ в реализации своей претензии. Кроме того, он будет обязан возместить стоимость проведенной экспертизы.
Купила костюм в одной известной иркутской фирме, а он оказался с браком. Вернула его две недели назад и предъявила претензию. Но ответа нет. Как мне быть?
Людмила Сысоева, Иркутск

— Если заявлено требование о замене костюма, то замену обязаны сделать в течение 7 дней с момента подачи письменного заявления, а с учетом проведения экспертизы — в течение 20 дней. Если покупатель требует возврата денег, на это закон дает 10 дней.
Мы купили диван. А потом поняли, что он нам не подходит. Дело в том, что в магазине я была на каблуках, а села на диван дома — ноги не достают до пола. Это очень неудобно. Могу я заменить такой диван?
Агнесса Серова, г. Тулун

Такое право Закон "О защите прав потребителей" предоставляет, несмотря на то что претензий к качеству нет. Если вещь не подошла, например, по цвету, размеру, в магазине вам обязаны произвести замену. Правда, в отношении мебели есть ограничения. Если вы купили диван в наборе мебели, например диван и два кресла, то замену произвести нельзя. Правда, можно потребовать замены товара, если продавец не предоставил вам полную информацию о нем.
Мне продали сотовый телефон европейской сборки, но, как потом оказалось, телефон сделан в Китае. Когда я об этом рассказал продавцу и попросил заменить аппарат, он отказался на том основании, что в данный момент таких телефонов в магазине нет.
Сергей Смирнов, г. Иркутск

— Закон гласит: продавец обязан заменить товар в течение 7 дней. А если в данный момент такого товара нет, но возможность удовлетворить требование покупателя все же есть, то срок продляется до месяца. Так что вам обязаны обменять телефон, необходимо только правильно составить претензию. Если продавец не пойдет на уступки и дело дойдет до судебного разбирательства, то, может, он будет вынужден не только возместить материальный ущерб и выплатить неустойку потребителю, но и заплатить государству штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Я купил DVD-проигрыватель, инструкция была на русском языке. Но когда прочитал ее внимательно, узнал, что более подробные инструкции помещены на CD. Диск тоже прилагался. Но оказалось, что информации на русском языке на нем нет. В магазине объяснили, что мне хватит и того, что есть.
Андрей Красавцев, Иркутск

— Вам необходимо написать заявление со своим требованием. А в магазине обязаны сделать перевод, причем предоставить его в таком же виде, как у изготовителя, — на диске.
Я заключил договор с агентством на покупку квартиры для дочери-студентки в Иркутске. Ждал несколько недель, а потом сам нашел нужную квартиру. Обратился в агентство с просьбой вернуть деньги, но там отказываются расторгнуть договор. Как мне быть, ведь я внес задаток?
Николай Анатольевич Соснин, г. Зима

— Вы, наверное, невнимательно читали свой договор, в котором должны быть оговорены случаи, когда вы можете потребовать свои деньги. Очевидно, там был указан срок действия — до выполнения условий договора. А это может быть не один месяц и даже не год. Тем не менее и эта ситуация может быть решена положительно. Подайте письменное заявление на расторжение договора покупки квартиры.
При составлении разного рода договоров подобные хитрости нередки. Впредь следует быть крайне осторожным, постараться предусмотреть все возможные уловки. Чтобы не попасть впросак, лучше показать текст договора юристу или принести его к нам.