В марте ИГАТП-2 исполнилось 25 лет

Почему этот праздник чуть не стал "со слезами на глазах"?

В семидесятых годах (теперь уже прошлого века) сельхозпроизводители Иркутской области постоянно наращивали сдачу молока, как тогда говорилось, государству. К началу восьмидесятых объем поставок этого ценного пищевого продукта на Иркутский молокозавод стал столь велик, что разрозненные предприятия не справлялись с поставленными задачами. Это приводило к тому, что в некоторых хозяйствах молоко попросту прокисало.
Чтобы решить задачу доставки молока, как говорится, один раз и навсегда, облисполкомом было принято решение о создании в Иркутске специализированного транспортного предприятия. Так, в марте 1980 года в Иркутске появилось грузовое автотранспортное предприятие под номером 2 (ИГАТП-2). Если произвести нехитрые расчеты по вычитанию, то получается, что в этом году этому молоковозному предприятию исполнилось 25 лет. Согласитесь, что четверть века для предприятия срок солидный. Более того, если учесть, что большинство предприятий за последние 15 лет канули в Лету или, по-другому, приказали долго жить.

Будет ли в Иркутске памятник молоковозу?
Беседую со старейшим работником предприятия Валентиной Терентевной Поповой, стаж работы которой на этом предприятии составляет тоже 25 лет.
— Вообще-то мой трудовой стаж в транспортной отрасли составляет более 33 лет. Начинала я работать в автоколонне N 1945, на базе которой и было создано наше предприятие. Как пришла сюда после окончания техникума, так и работаю в одной должности — начальником эксплуатации. Можно сказать, "Второе грузовое" стало моей судьбой и в прямом, и в переносном смысле. Достаточно сказать, что здесь я встретила и полюбила мужа своего, Виктора Евгеньевича, который тоже с основания предприятия здесь трудится.
На мой вопрос о том, как раньше им работалось на "Втором грузовом", Виктор Евгеньевич, работающий бригадиром техслужбы, сказал:
— Как работалось, как работалось? Тяжело работалось. Из-под машин не вылезали, чтобы их вовремя и исправными отправить в рейс. Но работа была в радость. Знали что, зачем и почему. Да вы лучше у Николая Двибродчина спросите. Он за баранкой тоже аккурат четверть века. Помню, пришел к нам после армии молоденьким парнишкой. Дали ему, как новичку, сами понимаете, машину не первой свежести, а повидавшую на своем автомобильном веку всякое. В общем-то, так тогда проверялись все новички: определялось, можно ли в будущем ему доверить хорошую технику. Так он из той развалюхи не машину сделал, а картинку на загляденье. И служила она ему верой и правдой еще несколько лет.
Здесь в разговор вступает водитель Владимир Москвитин:
— О работе что скажешь: если она тебе в радость и в удовольствие, то и никакие тяготы не страшны. А я водителем мечтал работать с детства, так как технику сильно любил. Машина, она внимания требует, даже больше, чем жена. Хоть и тяжело, но весело тогда работали. У меня на этом предприятии работали отец, брат, племянники, то есть целая династия.
Разгрузился, выезжаешь с молокозавода и думаешь, что сейчас поставишь машину в гараж и домой пойдешь. Борща горячего поешь и к жене под бок. А на воротах тебя уже поджидает начальник колоны и не приказывает, а просит, чуть ли не на колени опустившись, чтобы гнал еще в один рейс, так как кто-то там сломался или еще чего. Помянешь всех незлым тихим словом, заскочишь домой, схватишь наспех приготовленный сидор — и снова в рейс. Во так и работал — молоко почти со всей области возили. Другие же уже готовое молоко развозили по магазинам. Иркутск, Ангарск, Шелехов — все это наша вотчина была.
Вспоминает Юрий Валентинович Рудоминский, работавший тогда начальником одной из автоколонн, а сейчас единственной:
— Несмотря на то, что нашему предприятию тогда передали почти все имеющиеся молоковозы, транспорта не хватало: машины постоянно ломались и выходили из строя. Люди, особенно шофера, действительно работали, не побоимся этого слова — героически. Им за их труд не то что ордена давать надо было — памятники ставить или хотя бы один на всех. А что, — размышляет вслух Юрий Валентинович, — вот возьмем списанный молоковоз, их по нынешним временам вон сколько под забором ржавеет. Подремонтируем, подкрасим — и на пьедестал...
Схема была простой: украсть и быстренько продать
В словах ветерана труда чувствуется неподдельная горечь. Не обошли стороной ветры перестройки, а затем и полного слома общественно-политической формации нашего государства и ИГАТП-2. Ближе к середине 90-х годов оно акционировалось. И сейчас в память о былом величии так и называется — ЗАО "Второе грузовое". По словам директора "Второго грузового" Леонида Ишимцева, все эти предприятия составляют единый, взаимодополняющий комплекс по оказанию транспортных услуг предприятиям города и области. И жило-работало бы это предприятие тихо-мирно, если бы не одно "но"...
Как помнят наши читатели, в конце января нынешнего года группа лиц организовала захват предприятия. Напомним, что в ночь с 28 на 29 января на территорию предприятия ворвались вооруженные люди и, представившись новыми законными владельцами предприятия, устроили настоящий бандитский разбой. Оборвав телефоны и закрыв сторожей в одном из помещений, новоявленные хозяева взломали двери всех кабинетов и, вскрыв ряд сейфов, сожгли всю имеющуюся в них документацию. Еще 5 сейфов, в том числе и с секретными документами по линии ФСБ, увезли в неизвестном направлении.
Сейчас следствию становиться ясной схема, по которой действовали лжехозяева. Расчет их был прост. За субботу и воскресенье создать видимость того, что они действительно являются законными владельцами предприятия, а в понедельник-вторник продать эту немалую собственность в виде зданий и транспорта добросовестному приобретателю — и пускай тогда истинные владельцы бегают вокруг предприятия и доказывают, что у них, то есть у коллектива, украли собственность и сами предприятия.
— Вы себе представить не можете, — продолжает разговор Валентина Терентьевна, — какой шок пережила я, когда в понедельник пришла на работу, а меня не пустили даже на порог, чтобы забрать свои личные вещи. Охранники-мордовороты даже разговаривать с нами не стали. Со мной здесь же, на проходной, случился сердечный приступ — так они даже скорую не вызвали. Спасибо рядом оказались добрые люди с мобильными телефонами...
Сейчас стыдно вспоминать, но тогда подумала, что все, конец нашему предприятию пришел. Такого наделали, что уму не постижимо. В нашем предприятии работают люди разных возрастов, в том числе и предпенсионного возраста, а эти бандиты украли все наши трудовые книжки вместе с сейфом. Попробуй теперь докажи, что всю жизнь проработал.
Ситуацию комментирует начальник отдела кадров Лидия Михайловна Выборова:
— Если тот ущерб, который злоумышленники нанесли предприятию в виде сломанных дверей, сейфов и компьютеров, уже удалось устранить, то тот урон, который они нанесли людям, он практически невосполним. Уничтожена вся архивная документация, все трудовые книжки и другие документы. А ведь люди переходили к нам из других предприятий, и некоторые уже сейчас столкнулись с трудность при оформлении на пенсию. Попробуй-ка в наше время собрать документы по стажу, когда многие предприятия ликвидировались, не передав документов в архив.
— И самое главное, — говорит водитель-ветеран Анатолий Моргунов, — мы даже не знаем, нашли ли правоохранительные органы хоть что-либо из похищенных документов. Все покрыто мраком. А недавно прочитали статью в одной из газет, и нашему возмущению нет предела. Автор пишет, что "последние покупатели вовсе не являлись членами преступной шайки, а были вполне добропорядочными коммерсантами, которые, согласно действующему законодательству, в настоящее время имеют такие же права на приобретенное имущество, как и прежние законные хозяева". Как видим, с легкой руки автора статьи мы уже стали прежними хозяевами. Как вообще возможно такое утверждение!?
С праздником, дорогие ветераны!
— А наш коллектив, — говорит Леонид Ишимцев, — это действительно одна дружная семья, которая выжила в самое трудное время и не растеряла не только собственность, но самое ценное, что может быть на предприятии, — это преданный и работящий коллектив. За четверть века предприятием проделана большая работа по воспитанию целого поколения молодых водителей. Прошедшие нашу школу успешно работают не только у нас, но и на многих других предприятиях Иркутска.
Несмотря на все трудности и проблемы, созданные мошенниками, работа предприятий полностью восстановлена, своевременно осуществляется выплата заработной платы и налогов всех уровней.
И хоть наш юбилей можно назвать праздником "со слезами на глазах", тем не менее, я поздравляю всех работников предприятия с юбилеем. И в преддверии другого, на этот раз всенародного, праздника, Дня Победы, хочу поздравить наших пенсионеров — ветеранов войны Михаила Александровича Пиасова, Василия Васильевича Литвяка, Александра Леонидовича Михайлова и других — c праздником и сказать им, что "Второе грузовое" живет-работает, им по-прежнему здесь всегда рады. Они, как и прежде, могут рассчитывать на помощь и поддержку.