Жертвам лохотрона вручили статуэтки "Платиновый Меркурий"

Координатора престижного конкурса иркутских менеджеров подозревают в мошенничестве

Первого сентября прошлого года в Иркутске был заявлен конкурс среди специалистов профессиональных продаж "Платиновый Меркурий". Более ста участников претендовали на победу в номинациях "Дебют года", "Лучший работодатель", "За вклад в социальную жизнь города", "Лучшая служба доставки" и других. С идеей отметить торговых агентов выступил один из иркутских журналов, инициативу поддержал комитет по молодежной политике областной администрации.
В течение нескольких месяцев организаторы принимали заявки на участие, жюри выбирало лучших. В декабре состоялась раздача статуэток бога торговли Меркурия, победителей оказалось 12, хотя изначально было заявлено 9 номинаций. Все дело в том, что некоторые участники конкурса, честно заплатившие вступительные взносы, оказались не внесенными в списки соискателей высокой награды (ни участники, ни организаторы не могли ожидать, что координатор проекта окажется обыкновенным жуликом). Во избежание скандала для трех жертв обманщика журнал придумал дополнительные номинации, некоторым другим вернули деньги.

Неуполномоченный кассир
На должность заместителя редактора экономического журнала 30-летний уроженец города Братска Кирилл Баранов был принят в марте 2004 года. Чем подкупил своих работодателей Кирилл Игоревич — вопрос десятый (уж точно не справкой о неоконченном высшем образовании). Важно, что вплоть до самого момента, когда вскрылся его обман, никаких нареканий у руководства издания к предприимчивому и перспективному человеку не возникало. В конце лета прошлого года в редакции журнала стали обсуждать идею проведения конкурса среди иркутских специалистов профессиональных продаж — "Платиновый Меркурий".
Из показаний главного редактора журнала, допрошенного в качестве свидетеля:
"Конкурс заключался в том, что заинтересованные фирмы подавали заявку на участие, оплачивали взнос на счет журнала (юридические лица — 5000 рублей, физические — 1000), присылали анкеты, с которыми работало жюри, проводило собеседование и принимало решение в отношение конкурсантов..."
Финансовая сторона вопроса уже сама по себе любопытна. В коммерческой среде, получается, все имеет цену, даже надежда на признание. Но в том, что необходимое количество "заинтересованных фирм", а также их частных представителей согласится раскошелиться на взносы, организаторы не сомневались.
Во-первых, суммы не такие уж и существенные, а во-вторых, участие в конкурсе имело чисто меркантильную привлекательность. Статуэтка давала юридическому лицу иметь больше клиентов, физическому — рассчитывать на прибавку к жалованью и карьерный рост. И потом, лучшим в своей области хочется быть любому, а возможность это доказать выпадает не каждый день.
Впрочем, заранее просим извинения у заинтересованных лиц за эти дилетантские рассуждения. В комитете по молодежной политике областной администрации проект был одобрен, а значит, сбор денег с конкурсантов признали обоснованным и правомерным. 31 августа журнал собрал пресс-конференцию, на которой было заявлено о начале набора участников.
Заместитель главного редактора журнала Баранов, согласно показаниям его бывшего шефа, был включен в организационную группу конкурса:
"В его обязанности входил прием заявок, работа с потенциальными конкурсантами. Система работы такая: на адрес электронной почты журнала приходит заявка, этой компании выставляют счет; они оплачивают его по безналичному расчету и присылают копию платежного поручения, которую они (организаторы. — Прим. авт.) регистрируют и направляют участникам анкеты. Заполненные анкеты участники пересылают на адрес журнала по электронной почте..."
Как видите, все прозрачно, без обмана. Но почему-то координатор конкурса начал действовать мимо кассы. Алчность подвигла или желание подарить надежду как можно большему количеству желающих (несанкционированные поборы он, как правило, объяснял истечением срока подачи заявок), это предстоит выяснить суду. Следственный отдел Свердловского РУВД предъявил Баранову обвинение по семи эпизодам мошенничества с использованием своего служебного положения.
Репутацию журнала пришлось спасать экстренными мерами
Первой жертвой мошенника, согласно материалам уголовного дела, стала торговый представитель одной из иркутских компаний по имени Наталья. Женщина через СМИ узнала о проведении конкурса, нашла в Интернете телефон редакции журнала и попала на Баранова: "Он представился координатором, предложил встретиться и обговорить условия конкурса. У нас в это время проходила выставка в Сибэкспоцентре, договорились встретиться там. В назначенное время Кирилл приехал, он рассказал мне и моей коллеге Светлане, что конкурс будет проходить в несколько этапов: заявление, анкеты, взнос, затем собеседование и тайное голосование жюри. Также он рассказал о перспективах участия, престиже. Так как ни я, ни Светлана раньше не участвовали в подобных мероприятиях, решили попробовать. Об этом мы сообщили своему руководству, однако в оплате взноса в сумме 5000 рублей директор нам отказал. Тогда Баранов предложил нам со Светланой оплатить по 1000 рублей наличными и участвовать в качестве физических лиц. Мы согласились..."
То, что услужливый координатор не поленился приехать за деньгами, а не попросил рассчитаться у себя в редакции, для участниц "лохотрона" должно было послужить тревожным сигналом. Но их понять можно — говорил Кирилл убедительно, к тому же выписал каждой приходный кассовый ордер и вручил квитанции. Как позднее объяснил сам обвиняемый, бланки ордеров он изготовил на компьютере, а редакционной печатью воспользовался вследствие ее бесхозного пребывания в офисе.
Из показаний потерпевшей Натальи:
"Я сообщила Баранову, что уезжаю в командировку и вернусь только в декабре, на что Баранов заверил, что меня дождутся для собеседования. Вернувшись 7 декабря, я позвонила в журнал. Баранов сообщил, что собеседования со мной не будет, так как я прошла в победители по анкете, — якобы организаторы обзвонили моих клиентов. Тогда я засомневалась в истинности этих слов, так как все мои клиенты находятся в Республике Саха. Я сказала об этом Баранову. Кирилл жестко ответил, что он не может разглашать информацию, обещал привезти приглашения на конкурс. 17 декабря он вручил мне и Светлане приглашения, при этом сказав, чтобы мы подошли именно к нему. (Мошенник обещал посадить женщин в первый ряд. — Прим. авт.). Предупредил, чтобы мы были презентабельно одеты..."
Таких причепуренных, а точнее запудренных, в общей сложности, набралось восемь человек. Импозантного организатора в черном смокинге (в таком виде Кирилл обещал предстать перед своими жертвами на презентации) в зале не оказалось.
Все эти восемь женщин были облапошены практически по одной и той же, уже описанной, мошеннической схеме. В трех случаях Баранову удалось раскрутить юридических лиц на 5000 рублей, остальные участницы лишились по тысяче каждая.
Подвох со стороны своего заместителя редактор журнала почувствовала еще за неделю до презентации конкурса:
"Зная, что одно ООО должно было быть среди участников конкурса, однако в списках оно не было указано, я поинтересовалась у Баранова, в чем причина. Он пояснил, что деньги у них взял наличными и потратил на личные нужды. Затем 17 декабря 2004 года позвонила работница другой фирмы, сказала, что оплатила Баранову взнос 5000 рублей наличными, отправила анкету, однако ее в списке я не нашла..."
Проверив электронную почту Баранова, редактор схватилась за сердце: три незаявленные анкеты. В личной папке комбинатора оказались еще пять анкет и корешки приходных кассовых ордеров. Призванный к ответу координатор конкурса чистосердечно признался начальнице, что всех этих людей попросту кинул, а родной журнал подставил. Чтобы спасти репутацию издания, редактор встретилась с двумя потерпевшими, извинилась за инцидент и отдала им те суммы, которые брал ее заместитель. Для двух фирм и еще одного специалиста профессиональных продаж пришлось в срочном порядке придумывать номинации и включать их в число победителей. Как вы понимаете, три плюс два — не восемь. Не удовлетворенные извинением жертвы мошенника написали заявление в милицию.
Допрошенный в качестве обвиняемого Баранов свою вину чистосердечно признал. Объяснил, что на преступление пошел, так как остро нуждался в деньгах (малолетний ребенок на иждивении, съемная квартира и все такое). Раскаявшегося мошенника отпустили на подписку о невыезде, и он исчез, оставив собственного адвоката без гонорара...
Фамилия обвиняемого изменена.