"Суп из водорослей и соевой пасты"

Так переводится название нового романа любимца современных японских читателей Рю Мураками — "Мисо-суп"

Российскому читателю однофамилец самого, наверное, известного японца в нашей стране, Харуки Мураками, молодой писатель Рю Мураками должен быть знаком по романам "Дети из камеры хранения", "69", "Все оттенки голубого", а также по фильму "Кинопробы", снятому по его книге прославленным мастером кровавых боевиков Такаси Миике.

В современной Японии любят жестокую прозу нонконформиста от литературы Рю Мураками. Основная тема его романов — бессилие и желание вырваться из-под пресса правил и норм, которыми дышит традиционное японское общество и которые оказываются непосильными и во многом ненужными для молодого поколения, желающего взрослеть под влиянием западной культуры.
Разнузданность и фамильярность, пренебрежение к моральным устоям, рамкам, в которые стремятся загнать молодое поколение школа и другие учебные заведения становятся основными мотивами поведения героев его книг. Они устраивают забастовку в школе, которая выражается в уродовании ее здания, испражнении на стол директора и других, по сути, бессильных выходках подобного рода ("69"); пьют до рвоты, принимают участие в оргиастических сценах ("Все оттенки голубого") и тому подобном.
Герой нового романа Рю Мураками, определенного в аннотации как "Преступление и наказание" по-японски, объединившего в себе черты психологической прозы и классического боевика, двадцатилетний парень Кенжи, зарабатывающий на жизнь сопровождением иностранцев по ночному Токио, желающих отведать японской "клубнички". Его работа состоит в том, чтобы показать этим парням более или менее приличные места для желаемых ими развлечений.
Он водит своих клиентов в кабаре, массажные клубы, садомазо-бары и публичные дома. Начальства у него нет, подчиненных тоже. Небольшой журнальчик для иностранцев "Токио Пинк Гайд" публикует незамысловатую рекламу его бизнеса, и все, что он таким образом зарабатывает, тратится на чистенькую квартиру, редкие походы в ресторан с девушкой Джун и на любимую музыку и книги. Да, он еще учится на университетских подготовительных курсах, но за учебу платит его мама, которая держит небольшой магазин одежды. И вот за пару дней до Нового года, 29 декабря, днем, между одиннадцатью и двенадцатью, раздался телефонный звонок.
Кенжи только прочитал заметку в газете об убийстве старшеклассницы, промышлявшей в свободное от учебы время эндзе косай — субсидированным знакомством (свидание школьниц со взрослыми мужчинами за определенную плату). Тело девушки, разрезанное на куски, было найдено на помойке в районе Кабуке-те. Газета сообщила, что свидетелей убийства пока не обнаружено, а подруги убитой, тоже школьницы, работавшие вместе с ней, теперь как одна заявляют, что никогда больше не будут заниматься проституцией.
Звонивший в это утро назвался Фрэнком, он желал заказать себе сопровождающего по веселым кварталам Токио на три дня вперед. Кенжи проработал сопровождающим уже два года и много повидал иностранцев, но Фрэнк показался ему странным и подозрительным при первой же встрече. Лицо у этого американского туриста казалось очень необычным: вроде бы самое обыкновенное, но при этом абсолютно без возраста. Фрэнк сказал, что ему тридцать пять, но он мог бы сойти и за двадцатилетнего, и за сорокалетнего. Пожалуй, Кенжи поверил бы ему, даже если бы тот сказал, что ему пятьдесят...
Да, еще первые же купюры, которыми расплатился Фрэнк, были заляпаны какой-то липкой черной грязью, которая и без того обеспокоенному внешним видом и поведением клиента Кенжи напоминала засохшую кровь. Так что эти несколько дней для Кенжи и его подруги Джун благодаря Фрэнку, который находит успокоение и чувство гармонии с окружающим миром, убивая людей, окажутся настоящим адом и испытанием на прочность.
Роман можно назвать многоуровневым произведением. Первый уровень — это профессионально сработанный в лучших японских традициях триллер: стремительно развивающийся сюжет, кинематографичность и визуальность сцен, четко прописанные детали. Второй уровень представит читателям традиции романа-воспитания. И как минимум еще один уровень выдержан в рамках жанра "поток сознания", с размышлениями главного героя о сути добра и зла, об экзистенциальном одиночестве человека в необъятном и чуждом ему мире, а также об одиночестве, которое разрушает людей: "Злую волю порождает одиночество, тоска и гнев. Эта недобрая троица разрушает человека". Это чувство, которое заставляет несовершеннолетних школьниц ходить на "субсидированные свидания", связывает Кенжи с Джун и побуждает Фрэнка искать в своем сопровождающем, которого он знает всего лишь пару дней, единственного друга, объединяет всех героев книги, даже несмотря на то, что они такие разные.
Прославила Рю Мураками его первая книга "Все оттенки голубого", однако многие критики и читатели по праву считают лучшей его книгой "Дети из камеры хранения". Этот роман — шокирующая история двух подкидышей, найденных в камере хранения на железнодорожной станции. Они были фактически обречены на смерть, но выжили. Один из них мог стать известным спортсменом, другой — знаменитым музыкантом, но судьба распорядилась иначе. Книга "Дети из камеры хранения" Рю Мураками может служить в качестве наглядного художественного пособия по психологии, потому что очень ярко и достоверно отображает внутренний мир каждого из героев, очень тонко развивает мысль о том, что психологические травмы, нанесенные в детстве, особенно такие тяжелые, как у двух главных героев, никогда не проходят бесследно и остаются с нами на всю жизнь.