Иркутскими супермаркетами заправляют рабовладельцы?

Они подвергают молодых работников жесткой эксплуатации

По данным комитета по делам молодежи администрации Иркутска, в городе около 100 тысяч студентов. Разумеется, большинство из этой массы не хотят сидеть на родительской шее и пытаются заработать собственные деньги. На молодых, активных студентов самый высокий спрос в сфере торговли. Через магазины и места общественного питания проходят тысячи молодых людей. Постоянный спрос на молодые рабочие кадры объясняется очень просто. Юные граждане нашего города, в силу своей молодости, очень работоспособны и легко приспосабливающиеся к любым условиям, что позволяет корыстным работодателям беспрепятственно эксплуатировать нашу молодежь, нарушая их права и закладывая в сознание извращенную модель поведения, — умение работать вне правового поля.

Приглашаются на работу юные и наивные...
Елена проработала в одном из супермаркетов Иркутска 8 месяцев. Достаточно длинный срок, учитывая, что большинство ее молодых коллег были уволены еще до истечения испытательного срока. За это время Елена успела поработать кассиром, потом ее повысили до менеджера магазина. Задержаться на целых восемь месяцев в магазине Елене помогла повышенная работоспособность. Сейчас она уволилась и с удовольствием рассказала нашей газете о порядках, царящих в супермаркетах.
— Вкалывать приходилось как крепостным. Не все выдерживали, но на места уволившихся приходили новые молодые люди. Постоянная циркуляция работников была неимоверно выгодна нашему руководству. Бесплатная рабочая сила, которая, как правило, не выдержав испытательного срока, получив жалкие копейки, покидала магазин. К нам каждую неделю приходили совсем молоденькие девочки, которые даже на 18 лет тянули с трудом. Опытных продавцов с давно запущенным механизмом — как обмануть работодателя, чтоб тот ничего не заметил, — у нас брали неохотно или не брали вообще. В магазине постоянно требовались молодые люди от 18 до 20 лет. Юная, неконфликтная публика, как безропотная рабсила, пользовалась неизменным спросом у нашего руководства.
Ни разу мне не удалось получить свою зарплату полностью. На кассовом аппарате частенько случались сбои, а в результате — недостача. Всю недостачу должен был компенсировать сам кассир — в двукратном или трехкратном размере. Штрафы налагались почти на всех. Истек срок годности у продуктов — штраф на продавцов. Придет какая-нибудь инспекция с проверкой, наложит штраф на предприятие в 80 тысяч рублей. Эту сумму раскидывали на всех работников, дежуривших в ту смену, когда приходили с проверкой. С каждого работника снимали по тысяче рублей, иногда больше.
Затирание сроков годности было поставлено на поток. Особенно у кондитерских изделий — тортов, пирожных, которые невыгодно списывать. Для консервных банок и пивных бутылок даже существовала специальная машина, забивавшая сроки годности новыми датами.
Колготки в рукаве дубленки
— В случае, если молодой человек или девушка оказывались достаточно сообразительным, чтобы научиться умело использовать несовершенную систему торговли в целях личного обогащения, но не достаточно сообразительными, чтобы скрыть это от работодателя, они безжалостно увольнялись. Если наше руководство было бессильно доказать, что продавец или кассир нечист на руку, — вспоминает Елена, — то использовало незатейливый способ подставы. Однажды войдя в общую раздевалку, которая запирается на ключ, я обнаружила, что все мои вещи валяются в беспорядке. Около раздевалки стояла плачущая девушка. Несчастную обвиняли в воровстве. В рукаве дубленки, принадлежащей девушке, были обнаружены колготки. Плачущая девушка все отрицала и говорила, что никогда не опускалась до воровства, но ее все равно уволили. Буквально на следующий день подброшенные вещи обнаружились еще у четырех девушек, после чего их тоже незамедлительно уволили.
"Я не человек, я придаток к кассе"
В Иркутский кризисный центр для женщин обратились две женщины — работники разных супермаркетов. Одна из них работала на кассе, другая — упаковщицей. У обеих претензии к работодателям — руководству супермаркетов.
— За месяц работы в супермаркете на моих руках появились мускулы, — признается девушка, работающая продавцом. — Когда у грузчиков было слишком много работы и они не справлялись, приходилось грузить 14-килограммовые коробки, что вообще-то не должно входить в мои обязанности. Скрипя зубами я продолжала работать и выполнять свои и не свои обязанности. Я даже не пыталась возмущаться — в этом случае меня бы тут же уволили.
— У нас нет никаких прав, только обязанности, нас эксплуатируют, как машины, — говорит другая девушка-кассир. — Сидишь за кассой с раннего утра до позднего вечера с уставшими, воспаленными глазами и к концу рабочего дня уже ощущаешь себя не человеком, а придатком к кассе. За целый день — только 20-минутный перерыв на обед. И еще два 15-минутных, когда едва-едва успеваешь сбегать в туалет.
Очень плотный график работы, отсутствие выходных и социального пакета, жесткая система штрафов — такие условия выдерживают немногие. В частных организациях, занимающихся торговлей, постоянная текучка. И это выгодно работодателям — увольнять работников под предлогом того, что тот не выдержал испытательный срок. К тому же временному работнику не надо выплачивать отпускные.
Научился обманывать? До свиданья!
— Результатом неоднократных проверок, проводимых Государственной инспекцией труда в Иркутской области, явилась систематизация работы супермаркетов, — рассказывает Анна Шеповалова, главный инспектор труда по правовым вопросам. — Но многие нарушения просто невозможно проконтролировать. Допустим, весьма распространенный способ надувательства работников — двойное заявление при найме на определенную должность.
При найме на работу молодому соискателю предлагается написать сразу два заявления — одно о приеме на работу, другое — об увольнении с открытыми датами. Получается, что уволить магазин своего работника на основании личного заявления может в любой момент, ловко подставив нужные даты.
— Уличить в таком неблагородном занятии работодателя очень трудно, — говорят специалисты Государственной инспекции труда, — это дело может решиться в пользу обманутого работника разве что через суд.
Уволить работника можно и за прогулы, заранее все подстроив, что тоже является труднодоказуемым фактом. Делается все возможное, чтобы не допустить человека к работе. На крупных предприятиях издается внутренний приказ, что в связи с увольнением такого-то работника приказывается не допускать его на рабочее место. За нарушение данного приказа — штраф 300 рублей. Накануне дежурства провинившегося работника охраннику обычно дается указание — ни под каким предлогом не пускать продавца на работу. По истечении определенного срока вынужденному прогульщику сообщается, что он уволен на основании прогулов, которые сам же работодатель и спровоцировал. На маленьких предприятиях предлогом для увольнения может послужить элементарная недостача.
По словам самих же работодателей, высокий спрос на молодую рабочую силу объясняется тем, что молодые люди, только-только начинающие свою трудовую деятельность, еще не успели узнать систему торговли в совершенстве и не смогут сразу обокрасть фирму, предоставившую им рабочее место. Один год — это максимальный срок, чтобы научиться обворовывать торговое предприятие. По мнению работодателей, самый большой соблазн возникает при кассовых операциях. Махинации, провернутые с помощью кассовых аппаратов, достаточно трудно обнаружить.
Учитывая вышеперечисленные факторы, можно легко догадаться, почему во многих супермаркетах и местах общественного питания идет такая сортировка кадров.
В сфере торговли Госинспекцией труда в Иркутской области зарегистрированы множественные нарушения Трудового кодекса: не оплачиваются сверхурочные часы (ст. 152); не производится оплата в двойном размере за работу в праздничные дни (ст. 153), работа в ночное время не оплачивается в повышенном размере (ст. 154). За подобные нарушения работодатель привлекается к штрафным санкциям от 5 до 50 минимальных оплат труда. Незаконно на многих предприятиях введена система штрафов. Ни о каких удержаниях из заработной платы, которая гарантирована трудовым законодательством, не может быть и речи. Это тоже является нарушением Трудового кодекса. Стимуляция работников путем повышения заработной платы или выплаты премии может регулироваться локальным нормативным актом, т.е. единственное, что должно грозить провинившемуся работнику, — это лишение или удержание какого-то процента от премии.
Чаще всего обманывают летом
По оценкам специалистов Госинспекции труда, лето — самая горячая пора для нечистоплотных работодателей. Многочисленные летние кафе привлекают молодежь к работе. Заканчивается сезон — и официанты, отработавшие по 12—15 часов в сутки, в лучшем случае получают 500 рублей. Впоследствии молодые люди не могут ничего предъявить ни работодателю, ни в Госинспекцию труда, потому что при поступлении на работу не оформлялось никаких документов. Если в трехдневный срок работодатель документально не оформил с наемным работником отношений (хотя бы трудовой договор), стоит задуматься, а надо ли вообще доверять такому работодателю.
При устройстве на работу в небольшие фирмы без образования юридического лица молодым людям нужно обратить внимание на оформление документов надлежащим образом. Самое главное — это трудовой договор, в котором должны быть прописаны все гарантии и компенсации, отпуск, режим рабочего места и должностная инструкция. Документ, зарегистрированный в органах местного самоуправления, должен быть в двух экземплярах, один из которых находится у работника, другой у работодателя.
Ежедневно по вторникам, средам и четвергам в Государственной инспекции труда Иркутской области ведется прием граждан, имеющих какие-либо претензии к работодателям. Предварительная запись по телефону 20-54-24.
Комментарий специалиста
— Молодые люди учатся жить вне правового поля, не отстаивая своих интересов, — говорит Людмила Свистунова, директор и психолог кризисного центра для женщин, — учатся жертвовать своими правами или своей моралью в пользу денег. По сути говоря, идет криминальная эксплуатация, которую готова терпеть молодежь.
Молодые люди видят очень много неправомерных действий, более того — зачастую сами бывают вовлечены в эти действия. Например — стирание сроков годности на продовольственных товарах. Бывает, что молодых работников кормят продуктами с просроченной датой годности.
Естественно, чувствуя такое унижение и давление со стороны работодателей, молодые включают защитный механизм. Неправильно пробивают товар, обсчитывают покупателей, сознательно фасуют недоброкачественный товар. На деле происходит двусторонний обман: работодатель обманывает своего работника, работник обманывает работодателя и покупателя. Человек поставлен в такие условия, что не может себя защитить, не рискуя потерять деньги и работу.