Мы платим за телефонные номера, которых нет

Осенью 2003 года на общем собрании мы, жители 9 домов по ул. Лесной в предместье Радищево, решили провести в свои дома телефоны, так как отсутствие цивилизации нам порядком надоело. Ведь случись что — нам до ближайшего таксофона бежать минут 40. Обивали пороги ОАО Сибирьтелеком, и нам наконец-то выдали наше техусловие и данные подрядчиков, которые проводят недостающие части линейных сооружений. Обзвонили их, и отсеялись почти все сразу из-за большой загруженности. Согласились только в одном иркутском обществе с ограниченной ответственностью, имеющем лицензию на проведение таких работ.

Заключили договор 21 апреля 2004 года. Как положено, оплатили 70% от договорной цены в сумме 85 000 рублей. И нас заверили, что за 65 рабочих дней (как указано в договоре) все работы будут выполнены. Однако не все так просто.

Обрывая телефоны, мы от директора этой фирмы слышали только обещания: "Со следующей недели начнем..." Но прошло почти 11 месяцев, установили только три столба, повесили кабель на столб целым мотком, как приманку для воров, да и прокопали канаву к дому 114а. Теперь в теплую погоду талые воды заливают дом, и хозяевам приходится целыми днями откачивать воду.

На жалобу директор фирмы опять только пообещал, что приедет и посмотрит, что можно сделать, но никаких изменений не произошло. К тому же мы вынуждены оплачивать броню за номера телефонов, вместо рекомендованных 3 месяцев оплатили уже за девять (более 14 000 рублей).

Обратились с жалобой в ОАО Сибтелеком, к главному инженеру Михаилу Федоровичу Филимонову. Он нам ответил, что указанный бизнесмен имеет лицензию на строительно-монтажные работы, а ответственность за его деятельность они не несут.

Обращались за помощью еще осенью 2004 года, перед выборами, к депутату Г.Истомину. Нам обещали, что обязательно помогут. Но выборы давно в прошлом, а мы все еще без телефона. На недавний наш звонок помощнику председателя Законодательного собрания Г.Истомина, Федору Юрьевичу Яну, он нам ответил, что наше письмо у них и они стараются что-то сделать.

Не смог нам помочь и отдел по защите прав потребителей, посоветовал лишь обратиться в суд.

Похоже, другого выбора у нас нет, как нет больше ни сил, ни здоровья, ни терпения слушать обещания и объяснения. К тому же выяснилось, что мы не одни такие, некоторые ждут уже второй год.

Хотели бы предостеречь других, кто захочет провести себе телефон. Будьте бдительны! Ведь даже наличие лицензии и рекомендация официальных органов — это еще не гарантия. Так что у нас теперь одна дорога — в суд.

У нас не было другого выбора, так как никакие компании по установке радиотелефонов не берутся помочь — нет сигнала.

Жители ул. Лесной, г. Иркутск

От редакции

Мы публикуем это письмо с небольшими сокращениями, сознательно не указывая, о какой фирме идет речь. Причина в том, что, по словам юристов, которые взялись за это судебное дело, все только начинается и предсказывать, каков будет исход процесса, было бы просто глупо.

Люди оказались в сложной и неприятной ситуации, от которой мы все не застрахованы. И происходит это, скорее всего, потому, что в нашем обществе правовые отношения между потребителями услуг, теми, кто эти услуги оказывает, и собственно государством контролируются пока лишь, образно говоря, в области покупки колбасы. Вы приобретаете испорченный товар и и жалуетесь в отдел по защите прав потребителей, в инстанции, которые сейчас выполняют функции соответствующего отдела в санэпидемстанции и Госторгинспекции, жалуетесь директору магазина или рынка, и механизм наказания виновных и возвращения потраченных средств благодаря практике более или менее отлаживается.

Но определенный дефицит востребованных услуг все же еще существует, и наличие его говорит о полном отсутствии рыночной конкуренции в некоторых сферах. Речь идет о той самой злополучной телефонизации отдельных районов, жителям которых отказывают крупные предприятия-монополисты, не включая их пока в свой собственный план, вынуждая обращаться к разного рода посредникам.

В данном случае везде, куда пришли в поисках решения проблемы считающие себя обманутыми жители улицы Лесной, им был выдан, по сути, один и тот же единственно правильный совет: обращаться в суд. Потому что именно государство доверяет тому или иному сообществу занимать определенное место в структуре нашего совместного существования. Выдача лицензии есть кредит доверия с одновременным включением налогового счетчика. Я тебе разрешаю заниматься бизнесом, а ты со мной за это периодически делись. Это уже их отношения — производителя и государства.

Когда такие отношения дают сбой в плане производства и продажи миллионов тонн колбасы, потребитель наказывает виновных и идет к другому продавцу, а тот старается это ценить. Но когда из десятка весьма востребованных предложений с трудом выбирается хотя бы одно, шансы не получить желаемое возрастают многократно. То, что произошло с авторами письма в редакцию, несомненно, прецедент, это подтверждают и сотрудники Отдела по защите прав потребителей, и юристы, и работники ОАО Сибирьтелеком, ответственные за обеспечение технического обоснования. Остается надеяться, что проблема будет решена либо с помощью нашего правосудия, либо другими путями, а у нас с вами появится еще одна возможность убедиться, что мы живем в правовом государстве. В государстве, которое мы выбираем сами.