Пиплометр и его роль в жизни Иркутска

В иркутском телевизионном мире небольшой юбилейчик. Ровно год назад в регионе начала свою работу московская исследовательская компания Gallup Media. Как известно, на основании именно ее рейтингов ведущие рекламодатели страны формируют свою рекламную политику.

Рейтинг телепередач — от мешка писем до пиплометра
Вообще-то Gallup Media появилась в Иркутске еще в январе 2004 года. Два месяца ушло на подготовку проекта: сотрудники компании получали информацию в Госкомстате о составе среднестатистической семьи в Иркутске, делили город на сегменты. Методом случайного подбора компьютер выбрал определенное количество участников в каждом сегменте города. Получился этакий мини-Иркутск. И вот в марте москвичи стали получать первые сведения о телепристрастиях иркутян.
Приборы, установленные компанией Gullap Media, позволяют с точностью до секунды фиксировать, какие телеканалы и в какое время смотрел каждый член семьи начиная с детей от 4 лет. В узких кругах специалистов эти приборы называют пиплометром (от английского "пипл" — "народ" и латинского "метр" — "мерить").
Всего в Иркутске было установлено 200 пиплометров. Каждую ночь накопленные данные автоматически пересылаются в центральный пункт сбора информации в Москве, где их обрабатывают, анализируют и составляют по их итогам рейтинги.
Ошибочным было бы предполагать, что рейтинг — это какая-то абсолютно новая вещь, до появления пиплометров незнакомая и неизведанная. Рейтинги были и раньше, только определяли их письма на телестудию, звонки телезрителей, узнаваемость телеведущих на улицах. Вещи, безусловно, не настолько объективные и бесстрастные, как пиплометры, но достаточно показательные. Например, если в начале 90-х ведущего программы "Пять минут плюс фильм" на телеканале АИСТ Михаила Денискина узнавали в общественном транспорте, каждую неделю он получал по мешку писем и, наконец, за ним охотился настоящий маньяк — глупо спорить с тем, что у его программы был высокий рейтинг.
Однако за последнее время роль рейтинга в жизни телеканала существенно изменилась. Если раньше он в основном определялся для морального удовлетворения тележурналистов, то сейчас за рейтингом пристально следят рекламодатели, не желающие размещать свою рекламу в низкорейтинговое время и в низкорейтинговых передачах.
Иркутский зритель в процентах
Итак, ровно год в Иркутске рейтинг измеряют по-научному. Для местного обывателя итоги этого рейтинга сильно не афишируются, а вот в Москве, в компании Gallup Media, куда уходят данные с наших пиплометров, телепристрастия иркутян вполне доступны. Любой рекламодатель сообразно этим данным может выстроить свою рекламную кампанию в нашем регионе.
Что же увидит пользователь гэллаповского рейтинга?
Во-первых, стабильно высокий интерес аудитории к общероссийским телеканалам ОРТ (в среднем 4,5%) и РТР (3,2—3,5%).
Во-вторых, стабильный, но менее высокий рейтинг столичных каналов СТС (1,6—1,8%, рекорд — 2,56% в новогоднюю неделю, что закономерно — канал-то развлекательный), НТВ (около полутора процентов) и ТНТ (1,3—1,6%). Для иркутских вставок на этих каналах рейтинг подсчитан отдельно, и он существенно ниже, чем у их московских сетевых партнеров. Например, на седьмой кнопке (АС Байкал ТВ — СТС) за период август — февраль максимальный рейтинг иркутского вещания был в середине октября и составил всего 0,31%!
Ничего удивительно в этом нет. Не так давно на страницах "СМ Номер один" я уже высказывала свою точку зрения, что сетевое партнерство, некогда крайне выгодное местным телеканалам, теперь становится тормозом для развития местного телевещания. Вооруженные данными Gallup Media рекламодатели требуют контроля над прайм-таймом, и местные телеканалы вынуждены отдавать лучшее время москвичам.
Предполагаю, что если бы иркутяне провели свой проект "Я — кумир" (который я по-прежнему считаю самым удачным развлекательным проектом года, несмотря на премию "Золотой валенок" в номинации "Плагиат года") на той же седьмой кнопке и в нормальное время, то рейтинг и самого проекта, и иркутского вещания на "семерке" существенно вырос бы.
И еще одно наблюдение из гэллаповского рейтинга подтверждает мою мысль о сомнительной целесообразности сетевого партнерства. В сентябре — ноябре телекомпания АИСТ в чистом виде, без сетевого партнера REN TV, имела средний рейтинг 0,2% (в то время как москвичи держали рейтинг на уровне 0,8—0,9%). Расставшись с сетевиками, "аистята" сразу подняли свой рейтинг в четыре (!) раза, и теперь они конкурируют со своим бывшим партнером, занявшим сейчас шестую кнопку (в новогоднюю неделю, например, у них был вообще одинаковый рейтинг — 0,83%).
Такие вот любопытные вещи вырисовываются после знакомства с рейтингами Gallup Media. А пиплометры тем временем продолжают свою неутомимую работу, выдавая москвичам самые сокровенные тайны иркутского телезрителя...